Приложение МААМ

Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе аппликации

Оксана Маркидонова
Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе аппликации
▼ Скачать + Заказать документы

Художественно - Эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе аппликации

Радость творчества – самая доступная для ребёнка эстетическая одухотворённость.

В. А. Сухомлинский

Аннотация

В данной статье рассматривается роль аппликации в развитии детей младшего дошкольного возраста. В аппликации заложены огромные воспитательные резервы и колоссальные педагогические возможности, которые влияют на художественно – эстетическое и образно – пространственное восприятие окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста, на развитие творчества дошкольников.

Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе аппликации» размещена в разделах

Мы с умилением наблюдаем за рисующим малышом, пытаясь понять, что он рисует. В творчестве проявляется внутренний мир ребёнка, который не всегда понятен окружающим.

Как известно, необходимыми компонентами творчества являются процессы мышления и воображения, поэтому развитие творческих способностей возможно только при активизации этих процессов. В рисунках дети стараются выразить то, что чувствуют. Поэтому изобразительная деятельность широко используется в психотерапевтических целях. Психологи через детское творчество ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребёнка.

В процессе рисования, лепки и аппликации развиваются все виды памяти, что помогает установить ассоциации между восприятием действительности и искусством, между различными видами искусства, между ранее воспринятым и настоящим. Образная память имеет особое значение в процессе изобразительной деятельности, обусловливая необходимый запас зрительных представлений у рисующего ребёнка.

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет особое воздействие на ребёнка. Аппликация оказывает большое значение на обучение и воспитание детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию личностных качеств, психических и эстетических возможностей.

А теперь поговорим непосредственно об аппликации – это художественная техника, основанная на вырезании, наложении и закреплении деталей на фоне. В аппликации используются самые разные материалы: сукно, береста, войлок, кожа, бумага, соломка, ткань, шерстяные нитки, засушенная листва деревьев и кустарников, целые или разделённые на лепестки головки крупных цветов, чешуйки шишек, скорлупа яиц, срезы веточек кустарников и деревьев, и т. д.

Ни один стиль не способен в точности передать и отразить наши внутренние запросы, темперамент и характер. Индивидуальность проявляется как в выборе различных оттенков и фактур и фасонов, так и в их комбинации.

Фоном может служить цветная бумага или раскрашенный в соответствии с темой лист рисовальной бумаги. Детали наклеиваются на фон клеем ПВА.

Дети, выполняя аппликацию приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Все виды изобразительной деятельности детей, в том числе и аппликация, направлены на формирование у детей определённых знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации даёт детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций, но и для рисования.

На занятии аппликацией развиваются математические представления. Дети знакомятся с признаками геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий у младших дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Представляя ребятам бумагу разных цветов, у них воспитываются умение подбирать красивые сочетания.

С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся ещё в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора.

Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая очень важна, т. к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей.

Выполнение изображений в технике аппликаций способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок осваивает работу с ножницами, правильность вырезания формы, поворачивая лист бумаги, раскладывает формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Приобщение к занятиям аппликацией начинается с младшего возраста. У детей в возрасте 2-3 лет ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. Главная задача воспитателя - подержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период детства для развития детской активности и самостоятельности.

Задачи, решаемые в этом возрасте просты :

- учить работе с бумагой (отрывать, сминать, скатывать, отрезать, помочь детям увидеть в бумаге материал, который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая; бумага разного цвета, мнется, рвется, разрезается по-разному шуршит;

- развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок;

- дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации : ножницы, кисточка, клей, клеенка;

- развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять;

- развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться «вслед» за взрослыми.

Содержание работ в этом возрасте своеобразное : полуобъемная (из бумажных комочков, шариков) и «мозаичная» (из кусочков) предметная аппликация, на которой изображаются самые простые предметы: цветные шары, веточка с ягодами рябины, вишни, веточка мимозы, сирени, разные овощи, фрукты, фигурки животных и др. Эти работы, выполненные на цветном фоне и оформленные в рамку, радуют детей своей яркостью и могут найти практическое применение для украшения интерьера дошкольного учреждения, детской комнаты в семье и т. п.

Выполняя отдельные действия вместе с воспитателем, делающим аппликацию, дети получают первые представления о ней как о способе изображения с помощью бумаги, преобразованной руками или с использованием инструмента - ножниц.

Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происходит через общение со взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, орудий, показать приемы использования материала и т. д. в совместной с ним деятельности.

Отдельное действие детей по преобразованию материала педагог включает в целостный процесс по созданию поделки. Это действие (сминание бумаги в комочек, скатывание в шарик и т. д., дающее промежуточный результат, приобретает для ребенка практический смысл.

Действия детей с бумагой постепенно усложняются.

Первые совместные со взрослым ручные результативные действия, включенные в контекст создания определенного «продукта», эмоционально подготавливают ребенка к систематическому и более содержательному участию в аппликации. Первые пробы преобразования материала не требуют от детей четкого восприятия формы, цвета,но уже на четвертом году жизни в аппликации могут быть поставлены более сложные задачи:

- Учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике.

- Учить дошкольников составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик и т. п., и элементарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиком, домик с елочкой и т. п.).

- Учить ребят правильно держать ножницы, разрезать узкие полоски по сгибу (согнутые пополам, а затем более широкие (несколько взмахов ножниц).

- Учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру «обрисовывая» кисточкой с клеем ее края.

- Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: сначала выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь.

- Воспитывать у малышей дошкольного возраста художественный вкус.

Таким образом можно отметить, что систематическое обучение детей разнообразным способом аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности.

Список литературы:

1. Арапова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. - СПб. : КАРО, 2004.

2. Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии : учебное пособие под ред. / Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. Спб. : Речь, 2010.

3. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников : Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998.

4. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М. : 1999.

5. Гусакова М. А. Аппликация. - М. : Просвещение, 1982.

6. Дубровина И. В. Психология / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожин. - М. : Академия, 2010.

7. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству: обучение дошкольников технике аппликации и коллажа. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

8. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М. : Педагогика, 1983.

9. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет : Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2011.

10. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. - М. : Академия, 2009.

11. Комарова Т. Е. Коллективное творчество детей. - М. : Владос, 1999.

12. Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). - Ростов Н/ Д: Феникс, 2012.

13. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей : Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология» (дошк.) - М. : Просвещение, 1987.

14. Косов Б. Б. Творческое мышление, восприятие и личность. - М. : ИПП. Воронеж, 1997.

15. Лихачев, ВТ. Педагогика / Б. Т. Лихачев. - М. : Юрайт, 1999.

16. Моляко В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии - 2004. - № 5.

17. Мухина B.C. Возрастная психология. - М. : Академия, 1999.

18. Немов Р. С. Психология В 3-кн. Кн. 2: Психология образования. - М. : ВЛАДОС, 1995.

19. Павлов Д. Методические разработки по использованию аппликации в образовании. - Челябинск: Челябинский областной институт усовершенствования учителей, 2012.

20. Петрушина С. В. Образовательные и развивающие возможности аппликации // Начальная школа. - 2014. - № 5.

21. Пидкасистый П. И. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Высшее образование, 2006.

22. Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р. Г. Казаковой. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - (серия «Вместе с детьми»).

23. Савина С. Н. Развитие творческих способностей у ребенка / С. Н. Савина [Электронный ресурс] -- Режим доступа. -- URL : https:// crazymama.ru/article/php? a=1&id_artikle=1267.

24. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М. : Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2011.

25. Смирнов А. С. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др. ; Под ред. С. А. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М. : Издательский центр «Академия», 2000.

26. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи(сост. Е. П. Климова) - Волгоград: Учитель, 2005.

27. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (Е. А. Дубровская, Т. Г. Казакова, Н. Н. Юрина и др. / Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. - М. : Издательский центр «Академия», 2012.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Фотоотчет «Самостоятельная деятельность детей раннего возраста. Художественно-эстетическое развитие»Фотоотчет «Самостоятельная деятельность детей раннего возраста. Художественно-эстетическое развитие» Художница На листочке я рисую, Я рисую, как умею: То вверху я, то внизу я, То правее, то левее. На меня глядят, красуясь, Загогулинки,.

Художественно-эстетическое развитие детейХудожественно-эстетическое развитие детей Хочу поделиться радостью. В нашем детском саду прошел конкурс на лучший уголок творчества. И наша группа заняла 3 место! Нам есть на кого.

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации программы «Кисточка» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, они питают источник.

Художественно-эстетическое развитие в интеграции с изучением ПДД. Конспект занятия по аппликации «Уважайте светофор»Художественно-эстетическое развитие в интеграции с изучением ПДД. Конспект занятия по аппликации «Уважайте светофор» .

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании.

Консультация «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста» 1 СЛАЙД Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО 2 СЛАЙД Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста. Изодеятельность в нетрадиционных техниках «Зайчики-побегайчики»Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста. Изодеятельность в нетрадиционных техниках «Зайчики-побегайчики» Добрый вечер кто зашел ко мне в гости. Хочу поделится с вами своим опытом работы с детьми раннего возраста. Хочется заинтересовать детей.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе аппликации
Опубликовано: 14 февраля 2023 в 15:27
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе аппликации» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Маркидонова (УИ 2648667) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД