Оксана Волжанина
Художественно-эстетическое развитие детей
▼ Скачать +Заказ
Приобщение к искусству
-развитие эмоциональной восприимчивости. эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитания умения понимать содержание произведений искусства.
-формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.
Изобразительная деятельность
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
- развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации,
прикладном творчестве.
-воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.
Художественно- эстетическое развитие- важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы. повышает познавательную активность, оно предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, реализацию самостоятельной творческой деятельности (в частности изобразительного). Детский рисунок это кладезь важнейшей информации ребенка, его эмоциях, проблемах особенностей. Детский рисунок это неподдельный рассказ о жизни детской души, ее благополучии или неблагополучии. Ее радости и печали. Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего воспитания и развития ребенка. Она позволяет передать детям то, что они видят в окружающей жизни. То. Что их взволновало. Вызвало положительные эмоции, а может и отрицательные ( например: страх, тревогу: рисуя какие то явления. ребенок как бы избавляется от этих чувств. Рисование способствует также умственному, нравственному, эстетическому воспитанию ребенка. Изображая тот или иной предмет. явление ребенок должен иметь не только ясное представление о нем, но и установить связь между внешним видом предмета и его назначением, поэтому, перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, и только потом ищут способы реализации этой задачи. Каждый ребенок видит окружающий мир по-разному и часто отражением увиденного становиться детский рисунок. Каждый ребенок талантлив, поэтому необходимо вовремя замечать, почувствовать эти таланты и как можно раньше дать возможность проявить их на практике, в реальной жизни.
Основное внимание уделяю развитию самостоятельного творчества детей. В подготовительной группе дети способны самостоятельно обследовать натуру, грамотно выделить ее существенные особенности и на этой основе создать индивидуальный художественный образ Сенсорный образ детей уже настолько богат, что они смогут ограничиться зрительным восприятием предмета. В группе должны быть созданы условия для самостоятельной реализации
Каждый ребенок все равно – САМЫЙ ЛУЧШИЙ ХУДОЖНИК В МИРЕ!
У детей 6-7 лет занятия рисованием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти, что важно для обучения в школе
.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие (сравнительный анализ рисования)
Старшая группа Подготовительная группа
-Продолжать формировать интерес к народному искусству.
-Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства.
Учить соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности.
-Формировать умение выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (изобразительное искусство). Продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства.
Формировать умение выделять и использовать в своей изобразительной деятельности средства выразительности разных видов искусства, называть материалы для разных видов художественной деятельности.
-Познакомить с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников. Расширять представления о графике (ее выразительных средствах).
Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей.
-Познакомить с понятиями «народное искусство», Расширять представления детей о народном искусстве и художественных промыслах.
-Формировать интерес к классическому и народному искусству (изобразительному искусству)Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности
-Формировать основы художественной культуры. Развивать интерес к искусству. Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства (декоративно-прикладное, изобразительное искусств,
-Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства.
-Продолжать знакомить детей с произведениями живописи: И. Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом лесу», И. Левитан («Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода», А. Саврасов («Грачи прилетели», А. Пластов («Полдень», «Летом», «Сенокос», В. Васнецов («Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке») и др
-Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись, с керамическими изделиями, народными игрушками.
Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности
Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого
Задачи по изобразительной деятельности
Старшая группа Подготовительная группа
Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия : зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы.
Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету
Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже, установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Учить передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет, но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга..
Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументированно и развернуто оценивать изображения, созданные как самим ребенком, так и его сверстниками, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей. Формировать эстетическое отношение к произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.
Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности Воспитывать самостоятельность; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисованиии, используя выразительные средства.
.
Учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет, характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга. Развивать чувство формы, цвета, пропорций. Продолжать учить детей рисовать с натуры; развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета; совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию.
Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок Продолжать развивать коллективное творчество. Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину.
предметное рисование
Старшая группа Подготовительная группа
Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, персонажей литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках
Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры; развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги
Учить детей передавать расположение предметов на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, двигаться, быть в разных позах и т. д.).
Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.). Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. Учить новым способам работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разным способам создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью — до создания основного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как в начале, так и по завершении основного изображения
Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали).
Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учить плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально, учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами — при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома, оживок (городец) и др.
Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п.).
Учить видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш
Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом, без жестких, грубых линий, пачкающих рисунок Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки
При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передавать до трех оттенков цвета. Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).
Постепенно подводить детей к обозначению цветов, например, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т. п.). Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие — красные). Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое в пасмурный). Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка.
Учить детей рисовать кистью разными способами: широкие линии – всем ворсом, тонкие – концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки
Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, светло-зеленый, сиреневый, развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых Учить детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке, развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п.).
сюжетное
Учить детей создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений («Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка», «Где обедал воробей,» и др.).
Продолжать учить детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа — передний план или дальше от него — задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т. п.).
Развивать композиционные умения, учить располагать изображение на полосе внизу листа, по всему листу Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра.
Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугах цветов). Учить располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья и частично загораживающие и т. п.)
Продолжать формировать умение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения
Декоративное
Продолжать знакомить с иэделиями народных промыслов. закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи;; предлагать создавать изображение по мотивам народной
декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большого разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правила, не чистых тонов. А оттенков, учить использовать для украшения оживки Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.). Учить детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки
Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов - майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи. Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством.
Учить составлять узоры по мотивам городецкой, гжельской росписи; знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать xapaктерные для него элементы узора и цветовую гамму.
Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.).
Для развития творчества декоративной деятельности использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др., предметов быта (салфетка, полотенце) для украшения.
Учить ритмично, располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.
Перечень методической литературы, используемой по программе «От рождения до школы»
№ Название Автор Год
1 Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Мозаика - Синтез 2015г.
2 Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы». (ст. и под.) Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева Мозаика - Синтез 2016г
3 Изобразительная деятельность в детском саду. Ст. и под. гр. Т. С. Комаров Мозаика - Синтез 2015
4 Сборник дидактических игр (по ознакомлению с окружающим) Л. Ю. Павлова Мозаика - Синтез 2015г
5 Развитие художественных способностей дошкольников Т. С. Комарова Мозаика - Синтез 2017г