Ольга Герасимова
Художественно-творческий проект «Воронежская Матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в центре внимания общества находится проблема развития одаренности детей. Основой для развития художественно-творческой одаренности является дошкольный возраст, так как именно в этом возрасте начинается становление личности ребенка, раскрываются потенциалы и способности, в том числе и художественные. Дошкольный возраст является сензитивным для развития художественно-творческой одаренности детей дошкольного возраста, которая проявляется у ребенка в творческом продукте и учитывает нравственные ценности социума.
Публикация «Художественно-творческий проект „Воронежская Матрешка“» размещена в разделах
- Воронежская область, Воронеж
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Идея проекта : от природы каждый ребенок талантлив, одарен, но развитие одаренности в дошкольном возрасте имеет скрытый характер, который необходимо раскрыть, развернуть, развить. Мы считаем, что дошкольный возраст благоприятен для развития художественно-творческой одаренности. Для этого мы определили педагогические средства, способствующие развитию художественно-творческой одаренности ребенка дошкольного возраста и создали долгосрочный творческий проект «Воронежская матрёшка», в котором приняли участие все дети, родители и воспитатели группы «Гномики».
Цель проекта :
Развитие художественно-творческой одаренности детей дошкольного возраста, передача детям творческого опыта, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создание условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности.
Задачи проекта : Обучающие:
• познакомить с историей возникновения матрешки и видами росписи;
• изучить происхождение Воронежской матрешки,
• знакомить с народными прикладными промыслами по производству матрёшек; обогащать представления о материале характерных признаках, средствах выразительности (элементы узора, их цвет, связь формы предмета и его назначения);
• развивать умение составлять узоры, украшать матрёшку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные);
• познакомить с традиционным народным костюмом Воронежской области;
• научиться владеть техникой работы папье-маше инструментами и приспособлениями для росписи матрешки;
• формировать умение достаточно самостоятельно решать познавательные задачи в процессе изготовления матрешки.
Воспитательные:
• формировать устойчивый интерес к художественному творчеству;
• воспитывать чувство ответственности;
• воспитывать уважение к народным культурным ценностям и национальной культуре.
• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
• формировать духовно – нравственные чувства на основе изучения традиций родного края;
• ориентировать родителей на духовно – нравственное воспитание детей в условиях семьи через ознакомление с культурным наследием Воронежа;
Развивающие:
• создавать условия для развития одаренности личности, раскрытия его способностей к творчеству;
• развивать положительные эмоции и волевые качества;
• развивать моторику рук, глазомер.
Всем нам нужно знать народное искусство своей страны. В этом залог сохранения художественной культуры прошлых поколений, развития ее традиций. Такая работа способствует формированию общих интересов детей и родителей, эмоциональной и художественной близости и развивает художественно-творческую одаренность детей, раскрывая их потенциалы и художественные способности. Наш долгосрочный творческий проект «Воронежская матрёшка», в котором принимали участие все дети, родители и воспитатели группы «Гномики», начался осенью 2012 года.
Мы решили познакомить детей с народным творчеством Воронежского края, чтобы воспитывать их на материале истории своего народа. А для этого нет лучше пути, чем знакомить детей с изделиями народных умельцев Воронежа. Это даёт возможность нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свой край, богатый славными традициями. Так появился долгосрочный проект – «Воронежская матрёшка».
Первым этапом работы было знакомство с историей появления первой матрешки на Руси.
Следующим этапом было изучение литературы: «Народная культура сегодня и проблемы её изучения» (Афанасьевский сборник. Материалы и исследования) и «Народный костюм Воронежской губернии» (Светлана Толкачёва). В этих книгах впервые дается описание народного костюма Воронежской губернии на основе архивного и музейного материала XIX – начала ХХ века, рассказывается об истории его исследования и продолжении народной традиции в современном искусстве костюма. Затем родители принесли в группу разных матрёшек. Так, в нашей группе появились разного размера и окраски деревянные точеные красавицы. Но, воронежской среди них не было, да и родители про такую матрёшку ничего не слышали. Воронежскую матрёшку мы приобрели у самой создательницы матрёшки Матвеевой Елены Геннадьевны, которая провела с педагогами в нашем детском саду семинар-практикум «Воронежская роспись».
Наш проект мы построили так, чтобы охватить все виды деятельности детей в повседневной жизни и на занятиях. Начался он с занятия, сюрпризным моментом которого было появление воронежской матрёшки. Дети сразу обратили внимание на её необычную форму, она похожа на пасхальное яйцо. Воспитатель рассказала им, что эта матрёшка появилась 40 лет назад и создала её молодая воронежская художница Матвеева Елена Геннадьевна, расписав бракованную заготовку пасхального яйца. Художница одела свою необычную матрёшку в традиционный воронежский народный костюм начала прошлого века. Мы с детьми внимательно рассмотрели костюм. Воспитатель акцентировала внимание на внешнем виде костюма, его расцветке, элементах украшения; рассказала детям, что чёрный цвет понёвы не случаен, это связь с плодородной воронежской землёй – чернозёмом. Дети ласково прозвали понёву «чернозёмочкой».
Из картона дети вырезывали матрёшек разного размера и расписывали их. Эти матрёшки помогали нам на занятиях математики осваивать порядковый счёт, играть в игру «По порядку становись». Из геометрических фигур дети строили дом для матрёшки. А сделанные нами «матрёшки – колпачки» помогали делать глазную гимнастику. В свободное от занятий время дети по желанию делали матрёшек в технике «папье-маше» и расписывали их.
Родители подобрали для нас весёлые частушки об этой русской красавице. Вместе мы организовали посиделки «Чаепитие у Матрешки», где дети пели частушки и читали стихи о матрёшке.
В прошлом учебном году мы более подробно изучили народный костюм, классифицируя его по принадлежности: праздничный, будничный, для женщин, девушки, женский, мужской. Рассматривали особенности элементов орнамента вышивки, цветовое сочетание одежды. Знакомились с декором костюма, материалом украшений, с самобытным головным убором, обувью.
В конце года каждый ребёнок расписал деревянную заготовку Воронежской матрёшки, опираясь на полученные знания о народном костюме. Поэтому «одели» своих матрёшек дети в выбранный ими костюм, используя понравившиеся элементы одежды, цветовое сочетание, орнамент, декор.
Получившиеся матрёшки являются выражением творческих замыслов детей, раскрытия их художественной одаренности. Завершением проекта стала «Сказка о матрёшке, или вместе веселее», на просмотр которой были приглашены все дети, сотрудники нашего сада и родители. По просьбе всех гостей была организована выставка и проведен конкурс «Лучшая матрешка». Победительницами стали матрёшки Даши З. и Ангелины Я. Девочки в своих работах с ювелирной точностью повторили все особенности наряда Воронежских крестьянок. Их изделия отличаются мастерством росписи, вкусом, тонкостью в передаче цветовых нюансов.
Вывод
Художественно-творческая одаренность — это совокупность творческих способностей, направленных на освоение ребенком достижений культуры и искусства, на создание персональных незаурядных продуктов художественного творчества через выражение индивидуальности с учетом нравственных ценностей социума. Проведенный анализ состояния исследуемой проблемы показал необходимость дальнейшей разработки содержания и методического обеспечения к проведению данной работы в нашем детском саду и еще раз подтвердить, что художественно-творческая деятельность обладает существенным педагогическим потенциалом и является эффективным средством становления художественно-творческой одаренности дошкольников.
В процессе работы над проектом были использованы коллективные и индивидуальные формы работы. Коллективная работа способствовала не только разностороннему развитию, но и формированию нравственных качеств. Дружно творить – вот что помогало получать для себя знания и умения, чувствовать при этом себя единым целым с родителями и ребятами. Индивидуальный подход в работе создавал благоприятные возможности для развития познавательных способностей, активности, склонностей и одаренности каждого ребенка.
Кроме того, Художественно-творческий проект «Воронежская Матрешка» позволил всем воспитанникам раскрыть свой талант, способности в области изобразительного искусства и прикладного творчества, а самым талантливым - продолжить получать дальнейшее образование в школе искусств.
На фото матрёшки расписанные детьми подготовительной группы.