Светлана Першан
Консультация для родителей «Одаренные дети в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые родители!
Дошкольное детство является самым важным, благоприятным периодом времени для развития одаренности, однако возможностей распознать среди обычных детей одаренного ребенка очень мало. Поэтому я и хочу посвятить Вас этой теме.
В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастают.
В чем же причина этой проблемы? Это:
Публикация «Консультация для родителей „Одаренные дети в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
1. Мало изученная тема в отечественной психологии и педагогике;
2. Отсутствие у родителей необходимых знаний о диагностике и развитии одаренности на этапе дошкольного детства.
Давайте разберемся!
Сначала о понятии «одаренность», и что же это такое?
В отечественной психологии одаренность традиционно понималась как высокий уровень развития способностей, поэтому проблема одаренности не исследовалась, а изучалось формирование способностей личности (П. Гальперин, Э. Голубева, Н. Лейтес, А. Леонтьев, С. Рубинштейн и др.).
Выделяются два основных универсальных фактора одаренности : это умственная активность и саморегуляция. Процесс становления одаренности зависит от степени соответствия этих двух факторов. Существует несколько подходов к выявлению и развитию одаренности, в рамках которых предлагаются различные модели одаренности. В большинстве концепций выделяются: когнитивные, творческие, личностные и т. д. Одаренные дети имеют высокий потенциал, где общей характеристикой является познавательная потребность. Мотивация ребенка происходит в форме поисковой, исследовательской активности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления, приводит к открытию мира, порождению образов, становлению сенсорных эталонов, составляет первичные знания ребенка о мире.
В зарубежной психологии исследования одаренности велись систематически. Проблема рассматривалась и теоретически, и практически. В сорока шести странах мира были созданы центры по изучению одаренных детей. В США, Канаде, Германии и других странах существуют международные организации, координирующие исследования по этой проблеме. Разрабатывались программы помощи одаренным детям и их родителям, специальные программы для обучения и развития детей с высоким интеллектом.
Во многих странах существует специальная психологическая тестирующая служба по выявлению одаренных и талантливых детей в обычных детских садах и школах. В США существует банк данных об одаренных детях, которые считаются национальным состоянием. Государство выделяет значительные средства на научно-исследовательские проекты, на диагностику одаренности.
В Отечественной психологии и педагогике проблеме развития одаренности дошкольников не уделялось достаточного внимания, почему? Об этом история умалчивает, сейчас положение меняется. Разрабатывается, теоретическая концепция творческой одаренности, апробируются оригинальные методики для диагностики творческой одаренности, появились программы по развитию одаренности в дошкольном возрасте. Некоторые сады и центры выбирают развитие одаренности как основное направление.
Отсутствие у родителей необходимых знаний о диагностике и развитии одаренности тоже было на фоне недостатка информации, но теперь родители полностью получают все необходимое от воспитателей, учителей, специальных заведениях с направлением одаренности. Проводятся консультации, беседы, собрания на тему одаренности и развития детей по специальным программам, где отмечаются преимущества по всем параметрам: интеллект, творчество, учебные успехи, социальные успехи, обобщение, нравственные и этические эталоны и т. д.
В настоящее время выявляются: потенциальные возможности детей, когнитивные возможности, креативность, личностные особенности, отношение к ребенку родителей, сверстников, воспитателей, наличие или отсутствие в семье богатой культурно-информационной среды (игрушки, материалы для творчества, учебные и игровые материалы) и поэтому проблемы одаренности уже нет. Постоянно ведется работа по дополнению, уточнению, более детальному анализу полученных результатов.