Любовь Мухаметзянова
Художественная одаренность. Ранняя диагностика и развитие одаренных детей
▼ Скачать + Заказать документы
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОДАРЕННОСТЬ. РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Самым успешным, для развития способностей, является дошкольный период ребенка и раннее детство.
Публикация «Художественная одаренность, Ранняя диагностика и развитие одаренных детей» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Среди самых необычных и загадочных явлений природы детская одаренность по праву занимает одно из ведущих мест. Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого.
Художественная одаренность- проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки). Для выявления одаренности у детей использую такие методы диагностики :- наблюдения; беседы; педагогическая диагностика, изучение продуктов детского творчества; ведение индивидуальных карт развития.
Принципы тестирования детей :
• Соответствие тестовых методик возрастным нормам;
• Игровой характер тестовых методик;
• Доброжелательная атмосфера во время тестирования;
• Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования;
• Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка.
Диагностический инструментарий.
Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является исследовательско-диагностический этап, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов. Методики исследования одаренности детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления.
Предварительное индивидуальное тестирование проводится педагогом группы с помощью методов наблюдения, беседы, результаты заносятся в карты развития. По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию предпосылок одаренности воспитанников детского сада, определится банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка используем для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развития его одаренности, в т. ч., для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.
Для развития творческих способностей художественно- одаренных детей важно, чтобы у них было достаточно представлений об окружающем, чтобы они могли отобрать наиболее интересные темы и осуществить свой замысел в рисунке. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, но педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить и испытать радость творческого труда. Художественно одаренные дети отличаются от других детей творческим видением мира, у них непонятный для обывателя взгляд на явления, правила, вещи.
Занятия по изобразительной деятельности, представляют широкие возможности, для изучения особенностей таких детей. Реальным результатом занятий являются детские работы, которые при внимательном качественном анализе способны рассказать о многих проявлениях индивидуальности ребенка. Анализ рисунков помогает выявить и такие особенности детей, когда сочетаются смелость замысла и примитивность в его решении. Работы, выполненные по собственному замыслу, раскрывают их интересы и склонности. Специфика занятий- продуктивными видами деятельности благоприятствует осуществлению индивидуального подхода к каждому ребенку, что способствует развитию у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к обучению в школе и полноценного развития личности.
В каждой группе детского сада можно встретить ребенка, который в какой-то степени отличается от своих сверстников.
Для того чтобы развить способности «одаренности» необходимо, прежде всего, создать для этого условия: создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, системность. В своей работе с одаренными детьми я пользуюсь следующими принципами: индивидуальный подход к каждому ребенку, возможность выбора занятий ребенком, соотношение коллективной и индивидуальной деятельности ребенком. В нашем детском саду есть творческие кружки по интересам, где каждый ребенок может применить свои знания и умения. Но нельзя сказать, что эти кружки и есть «мастерская для одаренных детей». Это все только может быть развивающим фоном для ребенка, пробуждением его природных данных. Все это является начальным этапом развития способностей дошкольника.
На уровне детского сада педагог обязан распознать навыки одаренности своих воспитанников и постараться создать для этого необходимые условия.
Таким образом, система воспитательно-образовательной деятельности по развитию детских способностей включает в себя:
1. Преемственность, реализуемая в процессе сотрудничества воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей.
2. Учет синзитивности дошкольного детства.
3. Индивидуальный подход,
4. Своевременное начало.
5. Возможность выбора.
6. Комплексный подход.
7. Рациональное соотношение индивидуальной и коллективной деятельности ребенка, объема специальных и объема общеразвивающих занятий.
8. Взаимодействие и сотрудничество детского сада с учреждениями образования, культуры, искусства.
Психолого–педагогическое сопровождение одарённых дошкольников, которое предполагает:
- составление индивидуального маршрута развития;
- создание комфортной развивающей среды, помогающей гармоничному эмоциональному и социальному развитию одарённых детей;
- осуществление психологического просвещения родителей на тему одарённости;
- содействие профессиональному и личностному совершенствованию педагогов по работе с одаренными детьми.
Чтоб у детей не пропал интерес и для дальнейшего развития одаренности предлагаем детям (с согласия родителей) поучаствовать в конкурсах муниципального, всероссийского, международного уровня. На разных уровнях конкурса дети становились победителями и призёрами.
Литература:
1. Бабаева Ю. Д., Лейтес Н. С., Матюрина Т. М. Психология одаренности детей и подростков. — М. : Издательский центр «Академия», 1996. — 416с.
2. Венгер Л. А, Программа “Одарённой ребенок”,1995 г.
3. Дьяченко О. М. ,Программа «Одаренный ребенок», 1997 г
4. Закон РФ «Об образовании»
5 Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М: Мнемозина, 1995. — 147 с.
6. Савенков. А. И «Одарённые дети в детском саду и школе», . - М: Академия, 2000–116