Зульфия Алукаева
Художественная литература как средство экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
«Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни». Это высказывание В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражает огромное значение единения человека, в частности ребёнка с природой.
Публикация «Художественная литература как средство экологического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Удивительный мир природы встречает детей морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет останавливаться, прислушиваться, присматриваться, задумываться…Знакомство и общение с природой будит любознательность ребёнка, помогает понять многие явления.
Наблюдательность – это драгоценное свойство человека, благодаря которому он способен ориентироваться в окружающем мире, воспринимать богатые краски мира природы, правильно строить свои отношения с людьми. Она как бы впитывает в себя пытливость, внимание. Наблюдательный человек больше увидит, а значит, больше познает.
На прогулках дети под нашим руководством наблюдают за сезонными изменениями в жизни растений и животных. В процессе наблюдений мы закрепляем представления детей. Дети должны хорошо усвоить зависимость сезонных изменений от солнечного света и тепла.
Мы развиваем у детей умение обобщать накопленные представления о природе и помогаем сформировать понятия о различных явлениях природы, воспитываем любовь к природе, способность воспринимать красивое вокруг себя, знакомим детей с охраной природы.
Основным способом ознакомления детей с природой является непосредственное наблюдение за изменениями в неживой и живой природе. Для активации мышления я предлагаю самим детям ответить на поставленные мною вопросы, сравнить, сопоставить, сделать выводы.
Чтобы закрепить впечатления во время наблюдений в природе, я использую художественное слово, народные пословицы, приметы, загадки, сказки. Например, началась весна, мы с детьми заучиваем наизусть стихотворение: У Весны три сына тоже:
МАРТ, АПРЕЛЬ и МАЙ.
С ними в тёплый день погожий
Солнышко встречай.
В марте заучиваем стихотворение о марте месяце:
МАРТ.
Солнечной улыбкой март
Объявил весенний старт,
Тает вокруг, темнеет,
Дни становятся длиннее,
И под музыку капели
Птицы радостно запели.
Начинается апрель, заучиваем стихотворение об апреле месяце, например:
АПРЕЛЬ.
Солнцем согретый АПРЕЛЬ к нам приходит,
Птицы домой возвратиться спешат,
Сонный медведь из берлоги выходит,
Луг примеряет цветной наряд.
Звонкие песни запели ручьи,
А по тропинкам бегут муравьи.
МАЙ.
После марта и апреля
Наступает месяц МАЙ.
Птицы радостно запели,
Возвратившись в милый край.
Зацвели, зазеленели
Все деревья и кусты.
Снова пчёлы полетели
За нектаром на цветы.
Заучиваем пословицы и поговорки о весне:
Матушка весна – всем красна.
День с ночью равняется – весна приближается.
Птицы весну принесли.
Затем дети рассказывают о том, как понимают эти пословицы и поговорки.
Также знакомлю детей с пословицами и поговорками о каждом месяце весны.
Обсуждаем вместе с детьми старинные названия месяцев.
Читаем и обсуждаем сказки о весне «Медведь и солнце», «Весенняя песня».
Детям очень нравится, когда я им читаю сказки о временах года. Эти сказки в увлекательной форме, помогают понять ребёнку законы природы, осознать значение природы как многогранной универсальной ценности, понять красоту, индивидуальную самоценность и неповторимость живых организмов, понять взаимосвязь между живым и неживым в природе.
Ведь события сказок основаны на реальных фактах, на реальной жизни природы. Эта жизнь не таинственна, она повторяется, её может увидеть каждый, если захочет. Герои – растения, животные взяты нарочно самые обыкновенные.
Эти истории – сказки можно рассматривать как сказки – игры. В самом деле, как просто выйдя с ребятами на прогулку, найти героя только что прочитанной истории! Да и зачем искать? Он тут как тут, словно ждёт – у забора, у дороги, на лужайке, на цветке. И вот он уже не просто лопух, а Лопух, не просто цветок василёк, а Василёк, он разговаривает, совершает какие – то поступки, вступает в различные взаимодействия с другими обитателями природы.
Весна заканчивается, мы с детьми повторяем признаки весны, пословицы, поговорки, читаем наизусть все заученные стихи, обсуждаем прочитанные сказки и делаем вывод: весна – это время года, когда всё просыпается, пробуждается, начинает расти и цвести. У весны тоже три месяца – март, апрель, май. То же самое делаем при изучении других времён года.
Целенаправленное и систематическое использование произведений в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Художественная литература таит в себе неисчерпаемые возможности для побуждения познавательной активности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать её и в экологическом воспитании детей.