Елена Сергеевна
Развитие познавательно-исследовательской деятельности (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Методический опыт работы
По разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»
Тема «Хотим все знать»
Автор: Постная Елена Сергеевна
Научное обоснование темы
Дошкольное детство — это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию. Развитие познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию. А. К. Маркова, В. П. Лозовая, Ж. Н Тельнова, Г. И Щукина и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у дошкольников.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность.
Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность.
Актуальность
В современном быстроменяющемся мире человеку необходимо обладать умениями самостоятельно добывать знания, оперировать ими, мыслить творчески, т. е. владеть универсальными учебными действиями.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, пытливым исследователем мира, который его окружает. Ребенок дошкольного возраста
– прежде всего, неутомимый деятель, с удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в окружающем пространстве. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного и разнообразного взаимодействия с миром.
Учеными доказано, что исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. Именно в процессе экспериментирования малыш получает возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. Очень важным условием данного процесса является то, что взрослый должен играть роль равноправного партнера, а не наставника, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Участвуя в процессе исследования, дети испытывают целую гамму эмоций: радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при минимальной направляющей помощи взрослого, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемные ситуации, выдвигать гипотезы и проверять их практическим путем, делая выводы. Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе познания развиваются такие психические процессы как мышление, воображение, память. Формируются также познавательные операции и познавательные умения – анализ, синтез, обобщение, классификация. Опыты и эксперименты помогают развивать так же волевую сферу и творческие способности.
Дошкольника смело можно назвать практиком. Природа ребенка изначально является субъектной, так как дошкольник – это деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно. Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития
ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности. И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развит ребенок.
Новизна
Новизна состоит в систематичности и планомерности проведения поисковой деятельности с использованием современных образовательных технологий, которые позволяют использовать нетрадиционные формы работы, ставят ребенка в позицию думающего человека.
Цель
Цель моей работы - развитие познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению детей дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности в непосредственно-образовательной деятельности.
Задачи
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
Развивать познавательный интерес в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Формировать диалектическое мышление, то есть способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств.
Воспитывать самостоятельность, инициативу, сообразительность, пытливость, критичность.
Развивать произвольность психических процессов и саморегуляцию своих действий.
Основная часть Направление работы
Свою работу по экспериментальной деятельности с детьми строю по трё м взаимосвязанным направлениям:
живая природа;
неживая природа;
человек.
По направлению «Живая природа» : обращаю внимание детей на характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др. С детьми проводила опыты : «Где
живут зернышки», «Почему семена сеют в землю», «Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении», «Могут ли животные жить в земле», «Есть ли у растения органы дыхания», и др.
По направлению «Неживая природа» провожу опыты с воздухом, водой, почвой, светом, цветом, температурой и др. С детьми провела исследования по темам: «Волшебница вода», «В поисках сокровищ»,
«Магнитное притяжение земли» и др.
Направление «Человек» раскрывает функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений. С детьми провожу исследования по темам: «Откуда берется голос»,
«Ящик ощущений», «Зачем человеку глаза», «Есть ли у глаз помощники»,
«Мыло – фокусник», «Стеклянный город», «Чудесные спички», «Солнечные зайчики» и др.
Условия разработки опыта
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе была создана исследовательская лаборатория.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
живая природа;
неживая природа;
человек;
В исследовательской лаборатории «Любознай-ка» выделены:
Место для постоянной выставки.
Место для приборов.
Место для хранения природного и бросового материалов.
Место для проведения опытов.
Место для неструктурированных материалов (емкость для песка и воды и т. д.).
Требования при оборудовании центра экспериментирования в группе:
безопасность для жизни и здоровья детей;
достаточность;
доступность расположения.
Основное оборудование исследовательской лаборатории:
Компонент дидактический:
книги познавательного характера;
тематические альбомы;
картотеки игр и опытов;
схемы, модели;
макеты;
коллекции.
Компонент оборудования:
-приборы-помощники (лупы, магниты; линейки; воронки; ножницы; зеркала, фонарики, поролоновые губки);
-емкости (оборудование для игр и экспериментов с водой - емкости одинакового и разного объема и разной формы, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.);
-природный материал: песок, глина, уголь, мел, камни; семена (горох, фасоль, подсолнечник, арбуз, кукуруза, кабачки); ракушки; коллекция листьев; плоды разных растений (шишки, желуди); скорлупа орехов, спилы дерева;
-бросовый материал: кусочки меха, перо; ткань разного цвета и фактуры, веревочки, пуговицы; яйца от киндер-сюрприза; кусочки дерева, пробки, спичечные коробки; бумага разных сортов; пенопласт, вата, фольга; винтики, болтики, леска;
-медицинский материал: пипетки; мерные ложки; одноразовые шприцы; деревянные палочки; резиновые груши; ватные палочки; резиновые перчатки);
-красители (акварельные краски; гуашь; пищевые красители);
-прочие материалы.
Компонент стимулирующий:
на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям;
персонажи, наделенные определенными чертами, от имени которых моделируется проблемная ситуация.
В процессе работы дети активно работают в уголке экспериментирования:
классифицируют предметы по оттенкам цвета, размеру, форме;
проводят разнообразные исследования свойств;
-узнают из чего сделаны различные предметы, опираясь на признаки материалов: структуру поверхности, степень прочности, звучание; качества: сыпучий, твердый, гладкий; и свойства: хрупкий, ломается, рвется, размокает.
Таким образом, грамотное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта. Если ребенок – исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый, умный,
наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.
Литература
Л. Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. - Издательство: Учитель, 2009год
В. В. Москаленко. Опытно-экспериментальная деятельность. -
Издательство: Учитель, 2009
Т. М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. - Издательство: ТЦ Учитель г. Воронеж, 2009
Л. Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - Издательство. Аркти, 2005 5. Журнал “Дошкольное воспитание”. № 11/2004. «От педагогики повседневности – к педагогике развития»
6. А. И. Иванова. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - Программа развития Издательство : Сфера, 2008 7. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1 8. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
«Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации»/ Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. :АРКТИ, 2003. – 64с.
Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007
Доронова Т. Н., Короткова Н. А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3