Русалина Габдулхакова
Хороводные игры их роль в речевом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Хоровод - древнейший вид народного искусства, часть национальной культуры, в нем мудрость русского народа, его духовная сила, красота родного языка.
В хороводных играх заложен тонкий педагогический смысл, поэтому в руках педагога она - это хороший инструмент решения образовательных задач. В хороводе ребенок учится владеть своим телом, ориентироваться в пространстве, выстраивать совместные действия, проявлять свои мысли, чувства, самостоятельность, соотносить ритм своего движения с движениями других, получает первые образные представления о Родине, её культуре, духовно-нравственные ориентиры.
Публикация «Хороводные игры их роль в речевом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русские народные игры
- Хороводные игры
- Темочки
Хороводная игра, коллективная игра, игра в кругу (круг в народе - это оберег) – рассчитана на личное, индивидуальное участие каждого ребенка, содержит минимальное количество правил, что позволяет ребенку вступить в игру без опасений и боязни, получать удовольствие от процесса игры.
Хороводная игра соединяет песню с движением, где игровое действие осуществляется в ритме, словах, ребенок, драматизируя то, о чем поется в песне, выражает различные формы коммуникации:
- вербальную - через речь;
- невербальную – через жесты, мимику, дистанции, позиции общения, позы;
- паралингвистическую — тембр, темп голоса, интонацию, паузы.
Хороводная игра решает следующие задачи:
-формируют у ребенка мотивацию к процессу говорения;
-развивают артикуляционную моторику, темп, ритм, речевое дыхание, правильное звукопроизношение, фонематическое восприятие, интонационную выразительность речи;
-пополняют и активизируют словарь;
- совершенствуют грамматический строй, монологическую и диалогическую формы речи;
-развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений, снимают мышечное напряжение, формируют правильную осанку;
-обучают способам невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использованию их в практике общения;
-воспитывают внимание к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений, культуру речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе;
- развивают у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.
Педагогические условия организации хороводной игры:
- ознакомление педагога с содержанием игры;
- ознакомление с содержанием, историей игры;
- ознакомление с хороводной песней, ее содержанием;
- проведение словарной работы;
- показ движений.
Задача педагога – дать целостное представление об игре, вызвать у детей интерес, желание играть, поддерживать в детях радость и эмоциональный подъём от предстоящего совместного творческого процесса.
Структура хороводной игры:
- подготовительная часть;
- основная часть;
- заключительная часть.
В подготовительной части педагог собирает детей на игру, называет её, создает интерес и мотивирует детей к игре.
В основной части педагог объясняет или напоминает правила игры, распределяет роли, раздает атрибуты, т. е. организует детей на игру и проводит игру.
В заключительной части проводит педагогический анализ игры: отмечает соблюдение правил игры, достижение или не достижение цели, привлекая к анализу детей.
В группах раннего и младшего возраста используются хороводные игры, в основе которых – круг, имитация, а в старших – построение, перестроения.
Ходьба по кругу с имитацией движений животных: «Мишка-косолапый», «Цыплятки» под рифмованные потешки, например «Из-за леса, из-за гор, едет дедушка Егор» учит детей владеть своим телом, управлять крупной моторикой (идти друг за другом, изображая движения Егора). Имитируя, незаметно для себя, ребенок, сосредотачивается на звуке, воспринимает его, улавливает ритм - слоги, рифмы (Егор, гор, учится слышать и понимать речь, у него развивается слуховое внимание и слуховое восприятие, что создает условия к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения.
Во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание. Речевое дыхание - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса, обеспечивает четкое произношение звуков.
Игра «Каравай» имеет сюжетную мелодию, учит детей двигаться по кругу, не сбиваясь в центр или в сторону, выполнять движения в соответствии с текстом, побуждает детей подражательной речевой деятельности, расширяет понимание речи и словарный запас (вышины, нижины, каравай).
Подражая, ребенок легко усваивает текст и движения, постепенно начинает подпевать, улавливает ритм, участвует в совместной деятельности, воспринимает музыку, текст, движения в единстве.
Играя в игру «Каравай» к концу года дети учатся правильно согласовывать движения и слова, слаженно двигаться в соответствии с текстом, ритмом и темпом музыки, держать круг.
К 4-5 годам у детей появляется желание петь, а пение – это сложный процесс звукообразования, где происходит координация слуха и голоса. В пении, повторяя слова и фразы в гораздо более приятной форме, дети не осознают того, что через повторение заучивают слова, легко их запоминают, выполняют движения под хоровое пение. Хоровое пение в игре укрепляет голосовой аппарат, тренирует память, вырабатывает правильное звукопроизношение, развивает фонематический слух.
В игре дети «Ходит Ваня» осваивают хороводный шаг - плавный шаг с носка, который выполняется поочередно каждой ногой, определяют длительности звуков (кружочка и дружочка- 2 коротких и 1 длинный, двигаются в соответствии с ритмом и темпом музыки, контролируют собственное произношение, учатся делить слова на слоги, понимают, что есть короткие и длинные звуки - слоги.
Хороводная игра специально создавалась как плясовая хороводная, поэтому темп и четкий ритм соответствуют распространенным размерам плясовых песен, учитывает физические возможности детей: успевать и петь, и танцевать. Самым трудным для детей старшего возраста является неспешность, неторопливость, пружинная ходьба и точность движения в такт музыке.
В игре «За малиной в лес пойдем» дети учатся согласовывать имя существительное с глаголом (мы - пойдем, наберем, упражняются в умении внятно произносить слова с естественной интонацией, что помогает в выразительности речи, употреблять слова и движения в точном соответствии со смыслом.
В хороводе «Как на тоненький ледок» (описание движений) дети самостоятельно поют и двигаются в соответствии с текстом, все живут в едином пространстве и в заданном речевом ритме, на припев увеличивают темп. Рифмы (ледок – снежок - дружок, поспешал – упал) формируют выразительные средства: интонацию, мимику, жесты, движения, учат ориентировке ребенка в звуковой форме языка, дифференциации звуков на слух (ш - ж, с - ш, з - ж, что обеспечивает подвижность артикуляционного аппарата и овладения грамматическим строем и звуковым составом родного языка.
Хороводные игры - неотъемлемая часть образовательного процесса, выступают одним из источников образцов языка высокого качества, развивают слуховое внимание – умение сосредотачиваться на звуке, слуховой памяти, звуки, которые человек воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, слуховое восприятие - очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить. Сформированное фонематическое восприятие - основа всей сложной речевой системы, залог четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, овладения грамматическим строем языка, грамотой, успешного освоения навыков письма и чтения.