Светлана Кривошеева
Ход занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Первый этап
1. Организационный момент- Собрать внимание детей, вызвать положительный настрой.
Минутка в кругу (позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой)
Дружно делают наклоны
Чернобровые вороны.
А зубастые бобры
Взяли в лапки топоры.
Привыкайте все к порядку:
Начинайте день с зарядки!
наклоны вперёд и назад 4-6 раз
упражнение “топор” 6-8 раз
Результат: положительный настрой, желание работать.
Второй этап
Актуализация темы занятия :
Публикация «Ход занятия» размещена в разделах
Через беседу выявить, слышали ли дети о таком национальном празднике как «Вороний день» и видели (наблюдали) дети за птицей вороной.
Воспитатель: Ребята вы видели когда-нибудь птицу ворону? (ответы детей, расскажите как она выглядит (ответы детей).
Ребята а как вы думаете, птица прилетает к нам весной, или живет у нас круглый год (ответы детей).
Мы живем с вами на северной земле, с давних пор народы ханты и манси почитают животных и птиц, ворона для них птица необычная, послушайте легенду о вороне:
Основная часть (третий этап)
Ворона для народа ханты всегда была священной и почитаемой птицей. Хантыйская легенда гласит: «Давно это было. Как-то весной прилетела ворона в наш северный край. Летала-летала, вокруг нет никого, холодно, хмуро. Собралась она с силами и каркнула во все горло. Полетело ее звонкое: «Кар-Кар!» над просторами Севера, над могучей рекой Обь, отозвалось в Уральских хребтах. От этого крика ожила Земля, проснулся человек. Люди были очень признательны вороне.
С тех пор Вороний день является одним из самых почитаемых праздников на Севере. Ворона – символ жизни, вестница весны. По примете, если первая прилетевшая ворона сядет на низкое дерево, весна будет скоротечная, если на высокое – то затяжная.
В этот день нельзя шить, рубить лес, колоть дрова. Родители рано утром будят детей со словами: «Скорей бегите на улицу – Ворона прилетела и подарки принесла!» И действительно, на ветках березы висят связки калачей, баранок, символизирующие теплые весенние солнышки.
Вороний день – это древний хантыйский праздник, на который собираются люди со всей округи, приносят вкусные яства, припасенные заранее. В празднике участвуют женщины, девушки и мальчики не старше тринадцати лет. Накрывают столы, после чего мужчины и женщины расходятся к своим священным деревьям. К ели – мужчины, к березе – женщины и просят благополучие своим детям. К веткам деревьев каждый привязывает лоскутки из ткани с завязанными на них монетами.
Вообще, смысл праздника заключается в общении родных и близких людей, живущих далеко друг от друга, в почитании священной птицы, которая пробудила природу и оповестила северян о наступлении весны. Встречи после долгой зимней темноты, ожидание радостных весенних забот – пусть родится больше здоровых, умных детей, а важенки (оленихи) подарят хозяевам стад хороший приплод оленят. Вороний день еще называют праздником любви и встреч.
Хантыйский древний праздник «вороний день»-
Явленье птицы, символ новой жизни.
Вороне в тундре каждый рад:
Близка весна. Ворона- первый признак.
У птицы просят мудрости, добра,
Готовят стол из угощений разных.
И рады дети- множество забав
Приносит им весенний первый праздник.
Четвертый этап
Физ. Минутка
К нам вороны прилетели- (взмах руками, изображать метель
И прогнали в миг метели!
Чтобы солнышко сияло, - поднимаем и разводим руки в стороны,
Чтоб зима весне место уступало.
Будем ножками стучать, словно птицы - стучим ногами на месте, наклоны
Корм искать. Туловища вперед
Ну а как в ладоши хлопнем, сразу -хлопки в ладоши)
Вмиг зиму прогоним.
Пятый этап
Практическая работа:
Цель: Научить детей, создавать рисунок из пластилина по картону, по схеме изображенной на картоне вороны, учитывая окраску птицы и строение ее тела.
Первый этап
Выбор цвета для создания рисунка из пластилина, нанесение его на картон, начиная с головы.
Второй этап
Растирание пластилина по схеме, учитывая границы рисунка и окраску оперенья птицы.
Третий этап
Аккуратное распределение пластилина на крылья, клюва и лапки (не выходя за границы схемы, учитывая цвет и форму.
Четвертый этап
Работа стеком, прорисовка на пластилине перьев, форма крыла, глаза, когтей на лапках и др.
(одобрение со стороны воспитателя, если ребенок добавляет в композицию рисунка отдельные детали - веточка на которой сидит ворона, веточки рябины в клюве, солнца и т. п.)
Общие выводы
Дети сравнивают свой получившийся рисунок из пластилина, с картинками на которых изображена птица, с примером такого же рисунка из пластилина воспитателя, делают общие выводы по работе отмечая встречающиеся трудности.
Рефлексия – встать на возвышенность и погладить себя по голове после проделанной работы.