Динара Кудабаева
Образовательный проект для детей 5–6 лет «Хлеб всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида п. Маяк»
Образовательный проект
ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА
(старшая группа)
Воспитатель:
Кудабаева Д. М
2023 г.
Социальный проект по познавательному развитию:
«Хлеб – всему голова».
Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий
Вид: групповой
Продолжительность: средне-срочный
Возраст детей :5-6 лет
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2023
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Актуальность:
Хлеб – величайшее изобретение человечества, общечеловеческий символ достатка и благополучия. Особенно любили и почитали хлеб в России. Очень часто он упоминается с такими основными понятиями, как жизнь, земля, Родина. За стол никто без хлеба не садился. В давние времена к севу относились как к священному действу, готовились заранее: мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком выходили в поле. В современном мире на смену ручному труду пришли машины, новейшие технологии и как следствие повысилась урожайность. Но отношение к хлебу изменилось. К сожалению можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, а затем испечь хлеб.
Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу. Через практическую деятельность мы пытаемся изменить отношение детей к хлебу. Проект разработан в силу проблемы воспитания духовно-нравственной культуры дошкольников.
Анализ ответов детей на вопрос «Как хлеб попадает на наш стол?» показал, что 39% детей не имеют об этом никакого представления, остальные дети затрудняются с ответами, их знания отрывочны. Четверо детей рассказали, что их родители (или родственники) имеют отношение к производству зерна. Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, знают и понимают его истинную цену и поэтому берегут его.
Цель проекта :
• Сформировать знания детей об общественной значимости труда хлебороба.
• Познакомить детей с тем, как хлеб попадает в магазин, как его выращивают. Довести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей.
• Познакомить детей с историей пшеницы, муки, хлеба, с их изделиями, формировать бережное отношение к хлебу.
Задачи проекта :
Обучающие:
• Расширять представление детей о многообразии хлебных продуктов;
• Учить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности;
• Побуждать к активным действиям в совместной деятельности со взрослыми и детьми.
Развивающие:
• Развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
• Обогащать словарь детей. Научить детей концентрировать внимание и высказывать собственное мнение.
Воспитательные:
• Воспитывать уважительное отношение к труду хлеборобов и пекарей; национальную гордость за мастерство народа.
• Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. • Формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при рассматривании хлебных продуктов наших пекарей.
• Доставить детям радость от полученных впечатлений.
Интеграция областей при реализации проекта :
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ожидаемые результаты: • Сформировать у детей представления о ценности хлеба; • Получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб- это итог большой работы множества людей; • Воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба; • Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный.
• Определение актуальности и значимости проекта
• Мониторинг знаний детей
• Определение цели и задач проекта
• Ознакомление детей и родителей с целью проекта.
• Разработка плана реализации проекта.
• Создание развивающей среды в группе для реализации проекта
• Изучение методической литературы
• Разработка конспектов ООД по образовательным областям
• Подбор художественной литературы, наглядно – дидактического материала подбор видео и аудиоматериалов.
Вопросы к детям по проекту «Хлеб - всему голова» :
• Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?
• Как люди выращивают хлеб?
• Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?
• Как солнце, вода и тепло помогают зернышку превратиться в сильный колосок?
Модель трех вопросов
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать, для того чтобы узнать?
Знаю что хлеб мягкий.
(Ярослав.)
Хлеб можно засушить и сделать сухарики.
(Матвей)
Его можно есть с маслом и сыром.
(Аделина)
Он пушистый и вкусный.
(Данил. К) Хлеб можно крошить в суп. чтоб суп был вкусней.
(Наиль.)
Хлеб продают в магазине.
(Вика. О) Хлеб дают собакам и птичкам. (Влад. Е)
Хлеб бывает чёрный и белый.
(Кристина) Из чего делают хлеб?
(Варя)
Как пахнет хлеб?
(Настя. Т)
Как хранить хлеб и где?
(Рома. А)
Как в чёрном хлебе появляется изюм? (Кристина Ф)
Кто печёт хлеб?
(Максим)
Кто и как его убирают?
(София. К)
Как его выпекают?
(Артём. К)
Как и из чего делают муку? (Настя Т.) Прочитать книги о хлебе.
(София. К)
В интернете
Арина. Б) Посмотреть телевизор разные передачи и фильмы.
(Алена. К) Рассмотреть картинки.
(Влада. О) Сходить на пекарню, где пекут хлеб.
(Алексей. З)
II этап – основной этап (практический)
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образовательная деятельность и результат Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Работа с родителями
Выявление первоначальных знаний детей о хлебе. Ввод детей в проблему Принятие задач проекта : «Хлеб-всему голова»
Беседа и анкетирование с родителями «Значение хлеба в жизни человека»
Познавательное и речевое развитие
Результат:
Появление познавательного
интереса у детей
Расширение тематического словаря,
развитие логического мышления
Экскурсия в пекарню, в магазин, в библиотеку.
НОД «Откуда хлеб пришёл»
Беседы на темы «Кто хлебу помогает», профессии людей.
«А. П. Куликов передовой механизатор п. Маяк, чемпион Всесоюзных соревнований мастеров пахоты, награжден орденами и медалями», «Детям о блокаде Ленинграда».
Экологическая игра «Что за чем?»,
Опытная деятельность: «Как получается мука?»
«Как готовить тесто?»
Исследовательская деятельность. Рассматривание и сравнение зерен при помощи лупы (пшеницы, ячменя, овса)
«Водяная мельница», Ветряная мельница» (взаимосвязь между водой, ветром и вращением,
опыт «Как готовить тесто»
Просмотр презентации «Как хлеб попал на стол», составление рассказов.
Д/и «Сложи цепочку» (родственные слова, чтение Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», М. Глинская «Хлеб», П. Каганова Хлеб – наше богатство» С Погореловский «Вот он – хлебушек душистый» В. Воронько «Вот и лето пролетело», «Вешний день пахать пора» В Крупин «Отцовское поле» Я. Тайц «Все здесь» М. Пришвин «Лисичкин хлеб». Рассматривание книг, альбомов о хлебе, придумывание рассказов о хлебе, рассматривание колосков, зерен, рассматривание и проба разных видов хлеба,
Д/и для развития мелкой моторики «Золушка»,
Д/и «Посчитай зерна»
Заучивание загадок, сбор картинок, пословиц, стихов о хлебе.
Прочитать с родителями А. Букалов «Как машины хлеб берегут»,
Просмотр диафильма В. П. Дацкевич «От зерна до каравая»
Н. Самкова «О хлебе». Экскурсия в магазин.
Художественно - эстетическое развитие
Результат:
Чувство радости от творческой деятельности,
гордости от полученных результатов. Коллективные работы :
по аппликации из разных круп, мучных изделий «Мельница», «Пшеничное поле»
Лепка из соленого теста:
«Каравай», различные хлебобулочные изделия «Что можно сделать из теста?» для игры в магазин
Лего-конструирование из конструктора «Мельница», «Комбайн», «Трактор»
Макет «От зернышка до колоска»
аппликация «Колосья», рассматривание иллюстраций И. Шишкин «Рожь» Раскрашивание раскрасок. Просмотр мультфильма «История о девочке, наступившей на хлеб» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена
Дидактическая игра «В какой сказке живет хлеб?»
«Бабушка Варварушка показала как раньше пекли хлеб в печке» Подбор иллюстраций о хлебе, загадок
Составление кулинарной книги Рецепты бабушек и мам «Домашняя кулинария»
Социально-коммуникативное развитие
Результат:
Развитие свободного общения детей со взрослыми,
коммуникативных навыков, всех компонентов речи. Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу.
Составление рассказов «Как наши предки выращивали хлеб», «Как хлеб на стол попал», «Откуда к нам хлеб пришел»
Игра «Хорошо - плохо», прививать правила обращения с хлебом. Игра «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия на картинке)
Игра «Узнай по вкусу» (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка, печенье). Организация чаепития с домашней выпечкой.
Показ сказки «Колобок» для малышей Сюжетно – ролевые игры «Булочная», «Семья», «Чаепитие»,
«Мини-магазин Хлебушко»
(дид. материал «Набор хлеба», «Продукты», «Магазин») Составление схемы «Откуда к нам хлеб пришел», замешивание теста,
выпечка хлебобулочных изделий.
Выставка хлебобулочных изделий «Вот он хлебушек душистый», как результат совместной деятельности родителей и ребенка. Составление рассказов о приготовлении своих хлебобулочных изделий
Памятка для родителей: «Правила обращения с хлебом»
Физическое развитие
Результат:
Радость от яркого праздника, от времени проведенного вместе с родителями. Артикуляционная гимнастика «В гостях у колобка»
Пальчиковая гимнастика «Зернышко», «Расти колосок» «Месим тесто», «Как у деда Ермолая», «Копна»
Спортивное развлечение «Чтобы хлеб растить - надо ловким быть», пальчиковые игры, физ. минутки Игра в подвижные игры Игра «Кто что делает?», «Скажи и покажи», «Каравай»
Досуг с родителями
«Слава хлебу на столе»
III этап- заключительный
• Обобщение результатов проекта
• Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов
• Подготовка презентации проекта
Выводы;
В процессе работы над данным проектом дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Постарались привить уважение к труду взрослых. Дети приобретали различные знания, уточняли и углубляли представления о хлебе. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивалась познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.
Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего мира. В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. А главное: мы будем учиться бережно, относиться к хлебу, ведь это труд многих людей.
Анализ анкетирования: «Значение хлеба в жизни человека»
Проведя анкетирование среди родителей 18 детей, выявила следующие результаты:
1. Любит ли ваш ребёнок хлеб?
А) Да- ответили 12 человек,67% Б) Нет-ответили 2 человека,11% В) Не очень- ответили 4 человека,22%
2. Как часто ваша семья покупает хлеб? А) Каждый день ответили 12 человек,67% Б) Через день ответили 5 человек,28% В) Один-два раза в неделю- ответил 1 человек,5%
3. Что вы делаете с оставшимся хлебом? А) Весь доедаем- ответило 0 человек Б) Делаем сухарики, блюда из чёрствого хлеба- ответило 5 человек,28% В) Убираем до следующего раза-ответило3 человека 16% Г) Собираем крошки, остатки и кормим птиц, домашних животных ответило 10 человек,56% Д) Выкидываем- ответило 0 человек.
4. Знает ли Ваш ребенок как хлеб появляется на наших столах? А) Да, знает- ответило 11 человек,60% Б) Мы это стараемся объяснить ребёнку –ответило 5 человек,28% В)Считаете, что ребёнку рано об этом знать?-ответило 2 человека,12 %
5. Как вы учите детей бережному отношению хлебу? А) Собственным примером- ответило 10 человек, 55% Б) Знакомством с профессиями на селе- ответило 6 человек,34% В) Просмотром видеороликов о производстве хлеба- ответило 2 человека,11%
Вывод: Продолжить работу с родителями по просвещению их в вопросах воспитания у их детей уважительного отношения к хлебу, к труженикам села, чей труд почётен и необходим для того,чтобы на каждом столе, каждый день был хлеб.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. 2001 г.
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада. – М. 1999 г.
Комарова Т. С., Зарянова О. Ю., Иванова Л. И., Карзина Г. И., Милова О. М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М. 2000 г.
Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. ,1997.
Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - м. : ТЦ Сфера, 2012. - 80с.
Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – 2-е изд., испр. и доп. - М. 2005.
365 развивающих игр (сост. Беляков Е. А. – М. 1999.
Наглядно-дидактическое пособие "Расскажите детям о хлебе". Автор: Емельянова Э. Л.
Наглядно-дидактическое пособие "Откуда что берется. Хлеб". Автор: Емельянова Э. Л.