Светлана Перепечаева
Консультация «Хитрости воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ ВОСПИТАНИЯ
(ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)
«Машина любит смазку, а человек — ласку».
Для того чтобы просто существовать, ребенку требуется 4 объятия в день, для нормального же развития — 12.
1. Одобрение даст ребенку ориентиры, как себя вести. При хорошей дозе одобрений можно обойтись минимумом запретов. Но при этом все, что хорошополучается, отмечать, а что пока не удается, не замечать. Пореже переводить в словесный план и делать «глобальные выводы» : «Вечно ты!», «Всегда у тебя!», «Никогда не!».
Публикация «Консультация „Хитрости воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
2. Если не испытываете радости от общения с ребенком, но при этом пытаетесь его чему-то научить, то знайте, что это дело бесполезное.
3. Замечено, что заурядный, но смелый, решительный человек может соперничать в удаче с любым талантом, если талант робок.
4. Обделенные талантом побеждают чаще, потому что напористы и решительны. (Значит, у них тоже талант, но другой.)
5. Для ребенка, его развития и становления характера гораздо важнее его забота о другом, чем о нем других. «Хитренько» свалите некоторые заботы о себе и других членах семьи на него. Вспомните ответственного некрасовского «мужичка-с-ноготка», на шестом году серьезно заявлявшего: «Семья-то большая. Да два человека всего мужиков-то: отец мой да я». Отец его был явно замечательным педагогом.
6. Самая большая хитрость в воспитании — отойти на второй план, но так организовать условия (среду, обстоятельства, чтобы ребенок сам проявлял инициативу и находил нужное, необходимое для своего развития, становления. Не учить напрямую, не воспитывать «в лоб». Все как в искусстве: мысль будится через чувство. Потому и педагогика больше искусство, чем наука.
Уважайте ребенка!
1. Ребенок – это полноценная личность. Не стремитесь подчинить его своей воле, исходя из привычного: "Я взрослый, поэтому слушай сюда". Не заставляйте, а помогайте ему приобрести опыт.
2. Предоставьте малышу свободу выбора. Учите его, КАК думать, но не ЧТО.
3. Ведите диалог на равных. При этом ребенок должен знать, что за свои поступки, за свой выбор он САМ несет ответственность.
4. Обсуждайте ситуацию или поступок, который совершил ребенок, не унижая его. Дайте малышу почувствовать, что он сделал неправильно.
Доверяйте ребенку!
1. Верьте в силы малыша, и пусть он знает об этом.
2. Не лгите ребенку, иначе дадите ребенку право на ответную ложь.
3. Проверяйте, как малыш выполняет взятые на себя обязанности.
4. Не позволяйте ребенку чувствовать себя виноватым или винить других.
5. Выслушайте ребенка и помогите разобраться, если он просит совета. Не навязывайте своего решения, а лишь направляйте.
6. Разговаривайте, играйте больше с детьми. Будьте добры и отзывчивы.
7. Ребенок всегда должен ощущать безопасность и надежный тыл, вашу поддержку и участие. Поступки его могут быть и хорошими и плохими. Ребенок – любимым всегда!
Воспитание не должно быть слишком уж строгим, иначе малыш будет слушаться тебя лишь тогда, когда ты рядом. Гораздо лучше обсудить с ребенком, что и почему нельзя, при этом запретов не может быть больше, чем разрешенных действий.
Не угрожай малышу, что перестанешь его любить. Скорее всего, он не поверит вам, а лишь убедится в том, что можно врать, чтобы добиться своей цели. Намного лучше сказать, что тебе не нравится не ребенок, а его действия.
Не стоит слишком баловать ребенка. Когда взрослые все делают за него, малыш не имеет возможности получать бесценный опыт. Предложи ребенку сделать что-то самому, а если не получится, приди на помощь.
В то же время, не требуй от малыша излишней самостоятельности. Всегда полезно что-то делать вместе, не за ребенка, а вместе с ним.
Не требуй от ребенка, чтобы он осуществлял твои мечты. У него могут быть свои интересы и увлечения, другой уровень способностей. Есть смысл показать ребенку тот или иной вид деятельности, но если он не заинтересовался, не настаивай.
Не обделяй ребенка выражениями любви. Обнимай и целуй его так часто, как ему самому этого хочется. Ласка показывает малышу, что его любят и о нем заботятся, помогает сохранять душевное равновесие и уверенность в себе.
Не делай ребенка заложником своего настроения. Не стоит все разрешать ему, если у тебя хорошее расположение духа, и наоборот. Малыш должен четко знать, как отреагируют на его поступки в том или ином случае.
Не переживай, если не имеешь возможности удовлетворять все желания малыша. Помни, что главное для ребенка – это любовь и ласка, а вовсе не куча подарков. Проводите время вместе, играйте в игры, придумайте свои собственные игрушки-самоделки – малыш будет безмерно счастлив.
Всегда находи для ребенка время, хотя бы полчаса в день. Можно поговорить, почитать книжку, рассказать сказку перед сном, обсудить проблемы. Помни, что если ребенку не хватает внимания в семье, он начнет искать его у посторонних людей. Малышу просто необходима родительская любовь и внимание.
ФРАЗЫ, КОТОРЫЕ НЕ СТОИТ ГОВОРИТЬ ДЕТЯМ:
1. Вы говорите: "Это слишком дорого".
Они слышат: "Счастье без денег невозможно".
Лучше сказать: "В магазине продается немало интересных вещей, но у нас их и так много, так что мы не станем покупать новые".
2. Вы говорите: "Поделись своими игрушками".
Они слышат: "Отдай свою игрушку".
Лучше сказать: "Катя хотела бы немного поиграть с твоей машинкой. Она тебе её вернет".
3. Вы говорите: "Думай, что говоришь!"
Они слышат: "Не желаю тебя слушать!"
Лучше сказать: "Я рада, что ты пришел со мной поговорить, но у меня к тебе одна просьба. Я считаю это слово грубым, так что, пожалуйста, не употребляй его".
4. Вы говорите: "Не волнуйся, все будет в порядке".
Они слышат: "Нечего расстраиваться по пустякам!"
Лучше сказать: "Я понимаю, что тебе было нелегко. Расскажи мне, как это случилось".
5. Вы говорите: "Почему ты это сделал (не пришел домой вовремя, обидел сестренку"
Они слышат: "Ты опять поступил неправильно".
Лучше сказать: "Думаю, ты задержался потому, что тебе было весело и не хотелось идти домой. Но это все равно неправильно".
Материал подготовлен
педагогом-психологом
Перепечаевой С. Н.