Елена Харченко
Занятие с элементами экспериментирования «Металл и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи: учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики, такие как структура, поверхность, цвет и свойства; тепло проводимость, ковкость, металлический блеск.
Помочь понять детям, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.
Формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, с помощью воспитателя делать выводы.
Публикация «Занятие с элементами экспериментирования „Металл и его свойства“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Металл. Свойства металла
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Материалы: металлические предметы, емкость с водой, свеча, спички, магнит. Сундук, деревянные и резиновые предметы, презентация по теме «Профессия – кузнец», варежки с магнитом, лист бумаги.
Словарная работа: металл. Металлические предметы. Магнит, притяжение, магнетические предметы, ковкость.
Предварительна работа: игры с металлическими предметами в уголке экспериментирования (конструктор, игры с магнитом.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте загадки!
Сам худ голова с пуд.
Толстый тонкого побьёт,
Тонкий что-нибудь прибьёт.
О каком предмете эти загадки?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята. Эти загадки о молотке. А из чего сделан молоток?
Ответы детей. Молоток сделан из металла
Воспитатель: Молодцы, молоток сделан из металла, а еще можно сказать, что он металлический. А вы знаете, для чего нам нужен молоток?
Ответы детей. Молоток нужен, чтобы забивать гвозди
Воспитатель: В далёкие времена молоток использовали и с другой целью. Например, если где то пожар и надо было собрать людей на помощь, брали молоток и стучали им по металлическому предмету. Стук разносился далеко вокруг и люди, услышав его, спешили на помощь.
Воспитатель: Стучит молотком по металлическому предмету в группу вбегает запыхавшийся домовёнок Кузя.
Кузя: Что у вас случилось, почему так громко стучите?
Воспитатель: Во-первых, здравствуйте!
Кузя: Здравствует, где что горит?
Воспитатель: У нас ни чего не горит, а вот вы, я смотрю, чем-то взволнованы. Сядьте, успокойтесь и расскажите нам кто вы такой и как вас зовут?
Кузя: Я домовенок Кузя. Хорошо, что у вас ничего не горит. А почему вы так громко стучали?
Воспитатель: Я рассказывала детям о том, как когда -то люди при помощи молотка сообщали о том, что где то пожар.
Кузя: Да, я знаю об этом. Брали две палки и стучали.
Воспитатель: Нет, Кузя, брали не палки, а что-нибудь металлическое и стучали.
Опыт 1. «Что громче стучит?»
Дети стучат сначала деревянными палочками, а потом металлическими. Выясняют, какой был звук громче и почему.
Воспитатель: Кузя, а ты умеешь различать металлические предметы от не металлических. Может быть, мы с детьми тебе поможем в этом.
Кузя: Да и я сам это умею делать. Вот у меня есть сундук, а в нем всякого добра. Кузя заносит свой сундук в группу. Высыпает предметы на пол и говорит, что они все сделаны из металла.
Воспитатель: Дети, давайте научим Кузю отличать металлические предметы от предметов, сделанных не из металла.
Игра: «Наведи порядок в сундуке»
Цель: классификация предметов по материалу изготовления.
Дети берут предмет, называют его и говорят, из чего он сделан.
Воспитатель: А вы знаете, что можно еще сделать из металла?
Ответы детей.
Кузя: А я тоже знаю такие предметы!
Воспитатель: Ну, хорошо. Назови нам, что сделано из металла?
Кузя: Стул
Воспитатель: Стул можно сделать из металла, но ты его не сможешь поднять. Металл очень тяжелый и мы с детьми сейчас это докажем.
Опыт 2. «Что тяжелее»
Дети берут два шарика (одинаковых по размеру, но разных по материалу, металлический и деревянный, взвешивают на ладонях и определяют, какой шарик тяжелее.
Воспитатель: А давайте мы проверим, правда ли что металлический шарик тяжелее?
Опыт 3.
В емкость с водой дети сначала опускают деревянный мячик, а потом металлический.
Воспитатель: Что произошло с шариками?
Ответы детей. Деревянный шарик не утонул, а металлический утонул.
Воспитатель: Почему утонул металлический шарик?
Ответы детей. Потому что он тяжелее.
Воспитатель: Что тяжелее деревянный шарик, металлический или вода?
Ответы детей. Металлический шарик тяжелее деревянного и воды.
Кузя: Подумаешь легче, тяжелее. За то я сильный. Вот сейчас возьму прут и что-нибудь из него сделаю. Кузя берет металлический прут и пытается его согнуть.
Воспитатель: Нет, Кузя, у тебя ничего не получится. Чтобы сделать что-то из металла его надо с начало накалить на огне до красного цвета и с помощью молотка придать форму. А людей, которые этим занимаются, называют кузнецами. (показ иллюстраций или презентации. «Профессия- кузнец».)
Воспитатель: А сейчас мы его нагреем и сделаем теплой.
Опыт 4.
Воспитатель: Нагревает металлическую пластинку на свече. Через некоторое время дети могут потрогать пластинку и отмечают, что она стала теплой.
Кузя: (берет в руки металлическую пластинку) Фу, какая холодная!
Воспитатель: Кузя, а сейчас я тебе и детям покажу фокус. У меня есть волшебная рукавичка. Я сейчас одену рукавичку на руку и все предметы прилипнут к ней.
Опыт 5. «Всё ли притягивает магнит?»
Воспитатель надевает рукавичку и проводит рукой над мелкими предметами.
Воспитатель: Что произошло и почему?
Ответы детей.
Рассматривают магнит
Опыт 6 .
С помощью магнита дети и воспитатель двигает цепочку из скрепок и другие металлические предметы по бумаге, по столу. Тоже -самое проделывают с деревянными и резиновыми предметами.
Воспитатель: Какие материалы вы видите на столе? А сейчас, что произошло и почему?
Ответы детей. Дети отвечают и с помощью воспитателя делают выводы о том, что только металлические предметы притягиваются магнитом.
Воспитатель: А может магнит действовать через другие материалы: бумагу, ткань, пластмассовую перегородку? Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод.
(Магнит может притягивать через бумагу, ткань, через пластмассу)
В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.
Воспитатель: Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через препятствия?
Воспитатель: Ну что, Кузя, сможешь ты теперь находить металлические предметы? Ребята, давайте еще раз расскажем Кузе о металле.
Ответы детей.
Металл тяжёлый, имеет металлический блеск, он притягивается магнитом, его можно нагревать, поэтому из него можно сделать различные поделки и предметы.
Кузя: Спасибо, ребята. Я сегодня узнал много о металле и увидел предметы из него. А сейчас я пойду и расскажу своим друзьям, чему я научился у вас. До свидания, до новых открытий!
Воспитатель: Давайте в заключение послушаем одно незатейливое стихотворение Е. Ефимовского о свойствах металла.
Металл – это точность,
Металл – прочность,
Скорость, высота,
Блеск и красота.
Не сразу в дом пришел металл,
Не сразу ложкой, вилкой стал.
Не сразу стал он кружкой
И заводской игрушкой.
И каждый вложит труд в металл,
Чтобы металл трудиться стал.
Он в проводах несет нам свет,
Металл – коньки, велосипед,
Метро, трамвай, будильник,
Утюг и холодильник.