Ольга Юрьевна Калашникова
Характеристика театрализованной деятельности как средства развития связной речи дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика театрализованной деятельности как средства развития связной речи дошкольников с ОНР.
Под театрализованной деятельностью понимают «игры в театр»,
«сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОНР, нарушение речи
- ОНР. Конспекты занятий
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Консультации для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Введение театрализованной деятельности в процесс формирования связной речи является не только средством развлечения, оно стимулирует творческую активность детей, повышает мотивацию речевого общения.
Организация коррекционно-педагогической помощи детям с ОНР должна строиться на основе становления их как субъектов общения. Для более успешного преодоления отклонений в развитии коммуникативной сферы особое внимание следует уделять использованию творческих видов деятельности, особенно театрализованной.
Особенности искусства заключается в том, что, представляя чужой чувственный и мыслительный опыт, оно обладает достоинствами личного опыта, непосредственностью, наглядностью, конкретностью. Проживая и переживая вместе с героями различные ситуации, недоступные в реальной жизни, ребенок познает новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений и частично переносит их в повседневную действительность. Чрезвычайно важно рассмотрение общения в искусстве не только с позиций межличностного взаимодействия, но и с точки зрения его межсубъектного характера. Искусство обладает способностью превращать объекты в субъекты путем одушевления всего, что окружает человека (мир природы и предметный мир). Особенно яркие примеры субъективных объектов можно наблюдать в сказках, где животные, растения, природные явления наделены человеческими чертами и качествами.
А. А. Леонтьев в статье ” Исследование детской речи» отмечает, что общение с искусством позволяет ребенку “ реализовать и развивать аспекты личности, которые не актуализируются в обычном общении “.
Коммуникативные действия в театральной игре опосредованы через ведущую деятельность дошкольного возраста - игровую. Именно игра оказывает самое значительное влияние на развитие ребенка и прежде всего потому, что в игре дети учатся полноценному общению.
Игровая роль – та внешняя опора, которая помогает ребенку управлять своим поведением. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс.
Творческая игра-драматизация является условием, в котором развиваются коммуникативная деятельность, умение понять своего партнера, опираясь не только на вербальные высказывания, но и на эмоциональность и выразительность его лица, действий и поступков; формируется умение показать свое отношение, как в личностном, так и в сознательном плане.
Коррекционно-развивающие возможности театрализованной игры известны давно, хотя и используются далеко не полно. Так, А. Н. Граборов отмечал, что драматизация, обеспечивающая активность детей и поддерживающая их внимание, способствует сознательному усвоению учебного материала. В зарубежной литературе обращается внимание на то, что использование драматизации в коррекционной работе столь же важно, как и обучение самообслуживанию, чтению, арифметике.
Формирование выразительных средств для передачи образа героя предполагает выработку навыка выразительной речи, накопление двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, а также формирование чувства партнера, т. е. умения действовать совместно с другими детьми.
Принятие ребенком роли какого-либо персонажа - весьма существенная предпосылка развития процессов понимания другого человека, дающая ему возможность попробовать разные (в зависимости от роли) способы взаимодействия с людьми, выполняющими другую роль: ребенок начинает постигать, что такое ролевое поведение.
Очень часто материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки, несущие в себе активизирующее воздействие, как на эмоциональную сферу ребенка, так и на речевую деятельность.
Велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка.
Исследования, проведенные Волковой Г. А., убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др. В работе Г. А. Волковой определены требования к самостоятельной театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
«Уметь исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги между персонажами, разыгрывать с персонажами действия с применением разнообразных движений (повороты головы, туловища, движения рук); уметь согласовывать свои действия с действиями партнеров, находить выразительные средства исполнения роли своего персонажа»[ 8]
Работу в группах для детей с общим недоразвитием речи нужно поставить так, чтобы занятия представляли собой синтез современных методов, в том числе игро-, арт-, сказкотерапии и психогимнастики.
Сказка, являясь одним из элементов культуры, создает возможность для развития творческого воображения ребенка, подключения его образного мышления к волшебному, ирреальному плану. При этом социализируется вся сенсорная система: зрение, слух, осязание, пространственно-моторные механизмы.
Эмоциональное восприятие происходящих в сказке событий делает героев вполне реальными существами, поступки которых можно проецировать на собственную жизнь. Именно способность ребенка к идентификации с образом позволяет через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на развитие коммуникативных навыков детей.
Сказка дает возможность использовать диалоговые методы коррекции.
Основные мотивы, побуждающие ребенка к коммуникации, связаны с тремя главными потребностями: в новых впечатлениях, активной деятельности, признании и поддержке.
Отличительная особенность драматической формы – соединение артиста, зрителя, декоратора в одном лице, т. е. театральное творчество имеет характер синтеза, в процессе которого опосредованно корригируются психофизические, эмоциональные, речевые процессы.
Театрализованная деятельность помогает ребенку передавать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично.
Привычку к выразительной публичной речи (необходимую для последующего школьного обучения) можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией.
Работа над образом включает в себя использование всех выразительных средств в разных вариациях и интерпретациях, позволяющих детям реализовать свои коммуникативные потребности:
экспрессивно-мимические (взгляд, улыбка, мимика, выразительные вокализации, выразительные движения тела,
предметно- действенные (локомоторные и предметные движения, позы, используемые для целей общения).
В театрализованной деятельности активно развивается диалог как форма социализированной (коммуникативной) речи.
Сценические диалоги идеальные, «правильные», т. е. выверенные хронологически, логически, эмоционально. Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образы используются впоследствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.
Инсценировки или отдельные сцены из сказки, используемые в театрализации, являются готовыми моделями коммуникативных ситуаций. В процессе их разучивания дети приобретают коммуникативный опыт, который затем могут использовать в реальных ситуациях.
Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские и игры-драматизации.
К режиссерским играм относятся настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры (стенд-книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе). Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного). Преобладающими средствами выражения в данном случае выступают интонации и мимика, а пантомимика ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.
Данные игры используются на занятиях при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируемого действия.
Дети, выступая в роли режиссеров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра, его разыгрывают.
Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковый театр и куклы
би-ба-бо, и соответствуют определению: драматизировать - значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей.
Распределяя роли в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта.
Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с застенчивостью.
Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно. Дети охотнее и активнее занимаются на индивидуальных логопедических занятиях: учатся «рычать как мишка», «жужжать как пчела», «шипеть как гусь».