Татьяна Козлова
Характеристика сказки, как средства развития речевых творческих проявлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В основе процесса словесного творчества лежит восприятие детьми произведений художественной литературы, устного народного творчества во всё м его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки.
Сказка – это наиболее распространенный и древнейший жанр устного народного творчества, классический образец народного фольклора. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости.
Публикация «Характеристика сказки, как средства развития речевых творческих проявлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Сказка – понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное устное прозаическое произведение к сказкам. Принадлежность к эпическому роду выдвигает такой ее признак, как повествовательность сюжета. Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, кривды над правдой, жизни над смертью. Все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету.
Воспитательная функция сказки – один из ее жанровых признаков. Сказочный дидактизм пронизывает всю ее структуру, достигая особого эффекта резким противопоставлением положительного и отрицательного. Всегда торжествует нравственная и социальная правда – дидактический вывод, который сказка наглядно иллюстрирует. Как явление фольклора, сказка сохраняет все фольклорные признаки: коллективность, устность бытования и коллективного характера сказочного творчества, является варьированием сказочного текста.
Важнейший признак сказки – особая форма ее построения и поэтика. А также присущие ей – повествовательность, сюжетность, установка на вымысел и назидательность, развлекательность, необычность изображаемых событий, особая форма повествования, вызывающая богатые эмоции.
К литературным сказкам относят сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории.
Исчерпывающую оценку сказки дал К. Д. Ушинский: «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса».
Сюжеты народных сказок многообразны. Сказки подразделяют на сказки о животных, волшебные сказки и бытовые.
Сказки о животных. В этом виде сказок обязательно присутствуют животные, которые действуют и разговаривают, как люди. Им присущи человеческие качества: они бывают хитрыми и глупыми, скупыми, мудрыми. Побеждает в таких сказках не сильный, а хитрый и умный.
Композиция такой сказки состоит из четырех частей: экспозиция, рассказывающая об изначальном положении дел; завязка действия – появление героя-антагониста; кульминация – схватка истинного героя с героем-антагонистом, повторяющаяся трижды; развязка – одно-два предложения, завершающие сюжет.
Главная задача этих сказок – высмеять плохие черты характера, поступки и вызвать сострадание к слабому и обиженному в доступной для детского восприятия трактовке.
Волшебные сказки. Волшебные сказки привлекают детей своим замысловатым сюжетом, развитием действий, сопряженным с борьбой светлых и темных сил, чудесным вымыслом и превращениями. В этих сказках два поколения героев: старшие и младшие, но приключения выпадают на долю младших, которые должны пройти испытания. Волшебная сказка строится по определенным законам, в ней наблюдаются: зачин, испытание героя, запрет и нарушение запрета, уход героя из дома, встреча с помощником и получение волшебного средства, испытание героя и богатый пир.
Бытовые сказки или новеллистические, не имеют четко выраженной структуры, а состоят из отдельных эпизодов.
Отличительной особенностью бытовых сказок является комический эффект. Действие героя и его врага протекает в одном временном пространстве и воспринимается как повседневная реальность. Герои бытовых сказок : барин-помещик, царь-князь – жадные, равнодушные, бездельники и эгоисты. Им противопоставляются бывалые солдаты, бедные батраки – ловкие, смелые и умные люди.
Народность сказки выявляется в своеобразии художественного изображения героев, подборе языковых средств. Примеры указанных языковых средств : гипербола: черепашья скорость; нет ни крошки хлеба; литота: мальчик – с пальчик мизинчик; метафора: медведь – животное и медведь – неповоротливый человек; эпитет: зайка длинноухий, пушистый, беззащитный, маленький.
Современными программами воспитания и обучения детей дошкольного возраста предусмотрена работа с текстами сказочного содержания. При этом следует отметить отличительные черты сказки от любого другого литературного произведения.
Во-первых, главная отличительная особенность сказки – это ее метафоричность, то есть отражение жизненного опыта людей с помощью приемов символической аналогии.
Во-вторых, для того, чтобы лучше осознать тему и принять эти жизненные правила, введены их носители. Отличительной особенностью носителей являются некая фантастичность.
Третьей особенностью сказочного текста являются такие выразительные средства как повторы в действиях, наличие заклинаний.
Сказки имеют традиционные зачины и концовки, выраженные в образных словосочетаниях
Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами, делающими их более образными, эмоциональными, колоритными.
В настоящее время принято дифференцировать сказочные сюжеты – на динамические и описательные.
Составление сказок динамического типа имеет свой особый базовый алгоритм, включающий выбор сказочного героя; описание его целей, мотивов и поступков. Вывод жизненного правила зависит от стратегии сочинения.
Составление сказок описательного типа имеет свои особенности. Эти сказки выделяются моделью текстов, в которых подробно описывается жизнь героя, его изменение во времени. Мораль сказки – в том, что никогда ничего в жизни не бывает просто так.
Существует группа сказок, имеющая ярко выраженную этическую направленность, то есть в тексте очень явно прослеживается жизненное правило, выраженное в пословице или поговорке. Некоторое сказки сродни басням, но с нерифмованным текстом.
Существует много сказок, в которых ярко выражен конфликт добра и зла. При этом посредником в конфликте является какое-либо волшебство.
Задача педагога – добиться такого исполнения произведения, которое позволило бы донести до слушателей его идейно - художественные достоинства.
Таким образом, можно констатировать, что сказка – это занимательный рассказ (устный или письменный) о невероятной, но поучительной истории. Она является образцом высокохудожественного текста, а наличие жанровых признаков отличает ее от других литературных произведений. Основными критериями для изучения сказки являются : тема, идея, содержание, сюжетно-композиционная структура и система речевых изобразительных средств. В качестве исходных элементов жанра выделяют: ее метафоричность, фантастичность, наличие выразительных языковых средств и специальное композиционное построение, что обеспечивает ее художественную и педагогическую ценность как средства развития словесного творчества детей дошкольного возраста.