Елена Холод
Характеристика различных анализаторов детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине.
В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы.
Малыш познает качества и свойства предмета в практической деятельности: движениями глаз как бы прослеживает его форму, размер; руками ощупывает, обследует форму, материал.
Такие обследовательские, изучающие предмет действия называются перцептивными действиями. Они функционально связаны с практической деятельностью детей - игрой, трудом, учением.
Публикация «Характеристика различных анализаторов детей дошкольного возраста» размещена в разделах
«Шкаф сзади тебя»,- говорят ребенку.
«А где это сзади: где спина?» - уточняет ребенок и прижимается к шкафу спиной, чтобы конкретно ощутить, познать пространственное положение предмета сзади.
«Найди среди игрушек такие, которые похожи на этот треугольник» - ребенок обводит пальчиком треугольник, обследуя его форму, а затем отыскивает аналогичный данной форме предмет, тщательно «изучая» его движениями глаз и рук.
«На карточку, где нарисованы грибки, наложи по одному грибку на каждую из картинок». И ребенок, обследуя их на карточке, прежде всего тычет пальчиком в каждую из картинок, как бы показывая самому себе, где эти картинки.
«Раскладывать грибки надо правой рукой слева направо, вот так»,- показывает воспитатель. И ребенок проводит по карточке пальчиком правой руки слева направо, обследуя указываемый путь движения.
Многочисленные факты подобных перцептивных действий свидетельствуют о том, что в основе формирования первых математических представлений лежат сенсорные процессы.
В перцептивных действиях происходит сравнение (по форме, величине, количеству, сопоставление с тем, что уже было в прежнем опыте ребенка. Поэтому весьма важно организовать накопление опыта, научить ребенка пользоваться для сравнения общественно значимыми эталонами и наиболее рациональными способами действия.
Операция установления взаимно-однозначного соответствия является основой сравнения в математике. Она является чувственной основой и в развитии счетной деятельности детей.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Сенсорная система - это система органов чувств, или анализаторов, позволяющая человеку осуществлять чувственное познание, получать информацию об окружающем его мире. Зрение, слух, осязание и другие виды чувствительности являются средством чувственного познания мира, порождая ощущения, восприятия, представления.
Можно сказать, что сенсорные системы - это «информационные входы» организма для восприятия им характеристик окружающей среды. Понятие сенсорная система шире и сложнее, чем анализатор.
Учение об анализаторах создал И. П. Павлов. Это упрощённое представление о восприятии. Он делил анализатор на 3 звена.
Строение анализатора :
1. Периферическая часть (отдаленная) - это рецепторы, воспринимающие раздражение и превращающие его в нервное возбуждение.
2. Проводниковый отдел - это проводящие пути, передающие сенсорное возбуждение, рождённое в рецепторах.
3. Центральный отдел - это участок коры больших полушарий головного мозга, анализирующий поступившее к нему сенсорное возбуждение и строящий за счёт синтеза возбуждений сенсорный образ.
Таким образом, например, окончательное зрительное восприятие происходит в мозге, а не в глазу.
Различают зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой и кожный анализаторы, двигательный анализатор, рецепторы которого находятся в мышцах, сухожилиях, суставах, и вестибулярный анализатор, его рецепторы раздражаются при изменении положения тела.
Рассмотрим подробнее те из них, которые наиболее важны в формировании элементарных математических представлений дошкольников.
Благодаря деятельности зрительного анализатора различают цвет предметов, их освещенность, размеры, форму, расстояние, на которое они удалены от глаза и друг от друга, подвижность предметов. Все это позволяет оценивать окружающую среду, ориентироваться в ней, выполнять различные виды целенаправленной деятельности. Через глаза поступает около 90% всей информации об окружающем мире.
Кожный анализатор осуществляет контактную (тактильную) чувствительность. Тактильная чувствительность неравномерно распределена по всему телу. Наибольшее скопление тактильных рецепторов на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание - специфически человеческую, выработанную в труде систему познавательной деятельности руки. Благодаря осязанию рука может отражать форму, пространственное расположение предметов и в этом отношении является чувством, параллельным зрению.
Значительная часть информации об окружающей среде поступает к человеку в виде звуковых сигналов. Слуховой анализатор обеспечивает восприятие звуков и построение слуховых образов, т. е. слух. Адекватным раздражителем для неё является звук.
Таким образом, анализаторы человека представляют собой систему, управляемую мозгом, основанную на различных сенсорных чувствах, к числу которых относится зрение, слух, тактильные ощущения, кожные ощущения и т. п. дошкольник сенсорный перцептивный дидактика
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что восприятие информации об окружающем мире, ее анализ и формирование представлений (в том числе и математических) у дошкольника происходит посредством анализаторов. И основываясь на этом, для формирования элементарных математических представлений, подбираются соответствующие средства и формы образовательного процесса.