Юлия Колесникова
Характеристика проявлений эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На проявление эмоциональной устойчивости в дошкольном детстве оказывают влияние следующие аспекты, связанные с особенностями работы центральной нервной системы, механизмом эмоциональной саморегуляции, эмоциональным опытом ребенка как отрицательного, так положительного, уровнем эмоционального благополучия, уровнем обеспечения психолого-педагогических условий развития эмоционального благополучия детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Публикация «Характеристика проявлений эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Эмоциональная устойчивость ребенка дошкольного возраста характеризует эмоциональную сферу. Она является составляющей психического здоровья ребенка, что выражается адекватностью эмоциональной реакции при осуществлении взаимодействия с окружением, в силе эмоций, которые переживаются ребенком, - все это способствует успешности адаптации в обществе.
Новые интересы, потребности, мотивы, которые появляются в дошкольный период, обусловливает разнообразие эмоционального мира Такие эмоции как радость, смех и др. пополняются восторгом, грустью, удивлением и пр. Происходит изменение внешнего проявлений детских эмоций, образуются новые для ребенка, которые приняты в социуме, формы передачи эмоционального состояния благодаря жестам, мимике, позе и т. д. Также формируется у детей дошкольного возраста способность к контролю своих эмоций, регулированию своего эмоционального состояния.
Эмоциональная оценка общения между людьми, реагирование на события окружающей действительности появляются к 6-летнему возрасту. О том, что старшие дошкольники уже могут распознавать эмоции. Эмоциональная идентификация регулирует процесс общения, направленность, динамику и результативность, что обусловливает отвлеченность ребенка от происходящего, того, что возникает в конкретный момент трудностей, восприятие происходящих событий мягче. К 7 годам происходит усложнение побуждений ребенка, объединение представлений с желаниями.
Дошкольный возраст, характеризуется проявлениями эмоциональной устойчивости, которые проявляются в следующем : адекватно воспринимать окружения, умения анализировать и оценивать, принимать решения, достигать цели без ошибок и последовательно – все это характеризуется уровень познавательных процессов; точность двигательных действий, тембр, темп, выразительность речи, изменения внешнего вида относятся к уровню поведенческих реакций.
Эмоциональное благополучие – это устойчивость положительного, комфортного и эмоционального состояния ребенка, являющееся основой отношений ребенка к окружающей действительности, влияющей на его познавательное и эмоционально-волевое развитие, стиль переживания стресса, отношение со сверстниками.
Развитие эмоционального благополучия зависит, в первую очередь, в разной степени эмоциональной атмосферы в семьи и ближайшем окружении. В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие влияет на рост самооценки, формирования самоконтроля, ориентации на успех в достижении целей, повышению эмоциональный комфорта в семье и вне ее.
На развитие эмоционального благополучия дошкольника оказывают влияние сверстники, взаимодействие с ними, их оценка. Формирование потребности в общении со сверстниками приходится на начало дошкольного периода. Причем наблюдается постепенный рост значимости общения в психологическом становлении ребенка.
В старшем дошкольном возрасте умение оценивать себя, контролировать свои действия, ориентироваться на успешность при реализации цели, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи обеспечивается эмоциональным благополучием.
Различные виды деятельности, формы межличностного взаимодействия с окружающими, позволяют познакомиться ребенку с социальными эталонами, применять в процессе общении этические эталоны поведения.
Эмоциональный комфорт или дискомфорт детей определяет эмоциональное благополучие ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения. Прежде всего, это выражается в: состоянии здоровья ребенка при посещении дошкольного учреждения; особенностях сотрудничества ребенка со взрослым миром (воспитатель, помощник воспитателя, другие педагоги ДОУ); особенностях сотрудничества ребенка со сверстниками из группы; эмоциональной обстановке, общем укладе жизни в дошкольном учреждении; обстановке в семье ребенка.
Эмоциональным неблагополучием личности не является проявление негативных эмоций. В течение всей жизни эмоции сопровождают человека. Благодаря конфликту положительных и отрицательных эмоций человек может ощутить их благоприятное воздействие положительных эмоций.
В старшем дошкольном возрасте эмоциональный мир становится намного разнообразнее. В старшем дошкольном возрасте эмоциональная устойчивость и эмоциональное благополучие влияет на формирование умения оценивать себя, контролировать свое поведение, ориентироваться на успешность при реализации определенной цели. Проявляется эмоциональная устойчивость старших дошкольников положительным настроением, стилем переживания, познавательной мотивацией, включением взрослых в совместную деятельность, отношением к оцениванию взрослым, развитием самоконтроля.