Кутепова Юлия Андреевна
Рекомендации для педагогов «Обидчивые дети»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Особенности обидчивых детей.
Среди всех проблемных форм межличностных отношений особое место занимает такое тяжелое переживание, как обида на других. Непрощенные обиды разрушают дружбу, приводят к накоплению как явных, так и скрытых конфликтов с другими людьми и в конечном итоге деформируют личность человека.
В общих чертах обиду можно понимать как болезненное переживание человеком игнорирования или отвержения со стороны других людей. Это переживание направлено на конкретно другого человека. Явление обиды возникает уже в дошкольном возрасте.
Публикация «Рекомендации для педагогов „Обидчивые дети“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Характерной особенностью обидчивых детей является яркая установка на оценочное отношение к себе и постоянное ожидание положительной оценки, отсутствие которой воспринимается как отрицание себя. Установка на оценочное отношение к себе у обидчивых детей проявляется в различных показателях отношения к сверстникам – в характере их восприятия, особенностях самооценки и ожидаемой оценки товарищей, интерпретациях конфликтных ситуаций и способах выхода из них.
Агрессивные реакции не являются специфичными для обиды. В состоянии обиды ребенок не проявляет прямой или косвенной физической агрессии (он не дерется, не нападает на обидчика, не мстит ему). Для проявления обиды характерна подчеркнутая демонстрация своей «обиженности». Обиженный всем своим поведением показывает обидчику, что он виноват и ему следует просить прощения или как-то исправиться. Он отворачивается, перестает разговаривать, демонстративно показывает свои «страдания».
Поведение детей в состоянии обиды имеет интересную и парадоксальную особенность. С одной стороны, это поведение носит явно демонстративный характер и направлено на привлечение внимания к себе. С другой стороны, дети отказываются от общения с обидчиком : молчат, отворачиваются, уходят в сторону. Отказ от общения используется как средство привлечения внимания к себе и способ вызывания чувства вины и раскаяния у того, кто обидел.
Итак, характерные особенности личности обидчивых детей свидетельствуют о том, что в основе повышенной обидчивости лежит напряженно-болезненное отношение ребенка к себе и оценке себя. Он как бы сращивается со своим образом, фиксируется на себе и отношении к себе со стороны окружающих. Такая фиксация порождает острую потребность в признании и уважении, в постоянной ее демонстрации. Ему необходимо непрерывное подтверждение собственной ценности и значимости других.
2. Особенности общения обидчивых детей.
Маленькие дети (до 3–4 лет) могут расстраиваться из-за отрицательной оценки взрослого, жаловаться на сверстников, но все эти формы детской обиды носят непосредственный, ситуативный характер – малыши не застревают на этих переживаниях и быстро забывают их. Феномен обиды во всей полноте начинает проявляться после 5 лет, что связано с появлением потребности в признании и уважении – сначала взрослого, а потом и сверстника. Именно в этом возрасте главным предметом обиды начинает выступать сверстник, а не взрослый. Обида на другого проявляется в тех случаях, когда ребенок остро переживает ущемленность своего «я», свою непризнанность. К этим ситуациям относятся следующие:
• игнорирование партнеров, недостаточное внимание с их стороны (например, ребенка не приглашают играть или не дают желанной роли);
• отказ в чем-то нужном и желанном (не дают обещанной игрушки, отказывают в угощении или подарке);
• неуважительное отношение со стороны других (обзывалки, дразнилки);
• успех и превосходство других, отсутствие похвалы.
Во всех этих случаях ребенок чувствует себя отвергнутым и ущемленным. Однако в одной и той же ситуации межличностного взаимодействия может проявляться гнев и агрессия, а может – обида.
Если попросить обидчивого ребенка рассказать что-то о своих друзьях, можно увидеть, что подавляющее большинство его высказываний посвящено себе. По существу, героем этих рассказов является не друг, а сам рассказчик. Например: «Я дружу с Люсей. Она меня жалеет, играет со мной в разные игры, рассказывает мне разные истории, и я боюсь». В рассказах остальных (необидчивых) детей преобладают описательные характеристики, в которых другой ребенок выступает сам по себе, независимо от своего отношения к рассказчику: «У моей подруги Насти длинные волосы, у нее есть красивые туфельки, она добрая и хитрая, она часто обманывает воспитательницу» и пр.
Еще одной отличительной особенностью рассказов обидчивых детей является их фантастический характер. Они могут рассказать о встрече с говорящей птицей, спасении друга от злых чудовищ, ловле вместе с другом дельфинов и китов и пр. Обычные (необидчивые) дошкольники рассказывают о своих друзьях из группы детского сада и о реальных событиях из их жизни.
Эти различия позволяют предположить, что обидчивые дети как будто не замечают окружающих их реальных сверстников. Они выдумывают несуществующих друзей и истории, не обращая внимания на своих реальных партнеров. Окружающие ребенка реальные сверстники воспринимаются как источник отрицательного отношения, о чем свидетельствуют показатели самооценки обидчивых детей.
Самооценка обидчивых детей мало отличается от показателей других детей. Однако весьма существенные отличия обнаруживаются при сравнении разрыва между собственной самооценкой и его оценкой с другими. Если у подавляющего большинства детей этот разрыв невелик, то у обидчивых детей он в десять раз больше. Таким образом, у обидчивых детей существует явное ощущение своей недооцененности, непризнанности их достоинств и собственной отверженности. Естественно, это ощущение не соответствует реальности. Обидчивые дети, несмотря на их конфликтность, не принадлежат к числу отвергаемых. Следовательно, такая заниженная оценка обидчивых детей в глазах сверстников является результатом исключительно проекций их собственных представлений.
3. Рекомендации для воспитателя
Обида — эта негативное переживание человеком своей неудачи, своего отвержения людьми. А ведь каждой личности, а ребёнку — более всего, хотелось бы чувствовать свою важность и ценность, по крайней мере, со стороны близких ему людей.
Воспитатель должен помочь ребёнку решать проблемы, которые появились у ребёнка. Но все знаю, как сделать это правильно.
* Нужно совладать с собой. Плач ребёнка, а особенно истерика выводят из себя. Важно не срываться, даже если это происходит в людном месте и в десятый раз. Контролируйте эмоции, будьте спокойным (хотя бы внешне) : так вы сделаете первый шаг к тому, чтобы малыш успокоился.
* Нужно помочь ребёнку успокоиться. Будьте ласковы к ребёнку, обнимите его. Лучше присесть, чтобы ваши лица были на одном уровне: так объяснения лучше будут восприняты. Успокаивая ребёнка, гладьте его по голове, держите за руку, разминая пальчики. Так плохие эмоции останутся позади.
* Нужно посочувствовать. Даже если ребёнок совсем ещё кроха, важно озвучить его чувства. Он поймёт, что воспитатель неравнодушна к его проблеме, она всё понимает и глубоко сочувствует. Скажите несколько раз: «Ты расстроился, мой маленький, я понимаю тебя…».
* «Нельзя» вдруг становится «можно». Этот небольшой секрет поможет предотвратить обиды и истерики. Безоговорочное «нет» вызывает обиду, а частичное – не такую отрицательную эмоцию.