Снежана Сергеевна Гарбуз
Хакасские народные игры и спортивные состязания
▼ Скачать + Заказать документы
Хакасские народные игры и спортивные состязания
Цель: Воспитание интереса к хакасским национальным играм, спортивным состязаниям и их использование в своей бытности (быту).
Задачи: 1. Практическая необходимость возрождения и реализация той или иной хакасской игры или элемента спортивного состязания в конкретном действии.
Публикация «Хакасские народные игры и спортивные состязания» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Работа инструкторов по физической культуре
- Республика Хакасия
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Хакасские народные игры
- Темочки
2. Ознакомление молодого поколения со старинными хакасскими играми и спортивными состязаниями.
3. Приобщение детей к традиционной национальной культуре в дошкольных учреждениях на занятиях, во время режимных моментов, во время проведения различных хакасских народных праздников (Тун Пайрам, Чыл Пазы, Аба Той, Пизик Той и др.).
Предварительная работа: Знакомство детей с материалами по традиционной национальной культуре хакасов.
1. Жилище и домашняя утварь
2. Одежда и украшение.
3. Скотоводство, земледелие, охотоводство.
4. Знакомство с устным народным творчеством, хакасским орнаментом, мелодией.
5. Знакомство с хакасскими народными играми, подбор дидактических игр, дидактических упражнений, игр-потешек.
Материал: Лук, стрелы (ух, альчики (бараньи кости, рукавица, маски, ремень (хур, камень и др.
Описание игр
Спортивные игры.
После ритуальной части на праздниках устраивались спортивные состязания : конные скачки, соревнования в силе и ловкости. Победителей щедро угощали айраном. Первый айран считался священным напитком, поэтому его нельзя было проливать на землю. По обычаю вся приготовленная первая молочная пища должна быть съедена во время праздника, ее нельзя было оставлять на следующий день.
Большой популярностью у хакасов пользуется борьба (Курес). Соперники делятся по весовым категориям. Сначала на поле выходят борцы легкого веса. Они подходят друг к другу, и каждый из них дает возможность своему сопернику схватиться за пояс (хур). Судья дает сигнал, начинается схватка. Обычные приемы борьбы – захваты нагой, броски через бедро, броски через голову в положении полулежа (прогибом) и т. д. При этом борцы не должны выпускать из рук пояс соперника. Победителем считается тот, кто положил на спину или четыре конечности своего соперника. Первый раунд заканчивается, когда все участники сразятся по одному разу. Судьи разбивают победителей на пары, и начинается второй раунд. Все повторяется сначала. Наступает момент, когда в каждой весовой категории выявляется победитель.
Стрельба из лука – второй вид спортивных игр. Меткость в стрельбе – качество, ценившееся у хакасов всегда. В древности (да и в наше время) многие скотоводы были одновременно и охотниками. С появлением огнестрельного оружия стрельба из лука исчезла как военное искусство, но сохранилась как вид спорта.
Однако самая популярная часть праздника – конные скачки (чарыс). Почти каждый сельский житель, прекрасно разбирается в лошадях, мог отобрать наиболее пригодных коней для участия в скачках. Существовали строгие правила проведения скачек. Устраивалось несколько заездов. В первом из них участвовали лошади-двухлетки, во втором – трехлетки, в третьем – четырехлетки, в четвертом – пятилетки, в пятом – все остальные. В шестом заезде бежали только жеребцы (чорга, а в седьмом – только иноходцы (сайбыр). Дистанция заезда – от3 до 10 км. Старт находился вдали от места проведения праздника, но финиш всегда был в центре, и возле него толпились сотни зрителей, ожидавших исхода скачек.
Еще один вид состязаний – поднятие камня (хапчан тас). Он весит около 80 кг. Соревнование проходит по установленным правилам: надо поднять камень до пояса, сделать приседание, подняться в полный рост и перекинуть камень через плечо. Тот, кто сделает это больше раз, чем другой, становиться победителем.
Подвижные игры.
«Перебеги через дорогу»
Начерчены 2 линии на расстоянии 5-6 м. дети делятся на 2 команды, которые выбирают капитана. Бросают жребий – кому начинать. Начинающая игру команда, собирается в тесный круг и решает, кого из игроков другой команды будут ловить. Обе команды становятся к обочине дороги, называют имя того, кого будут ловить.
Начинающая игру команда отходит на середину и расставляет игроков цепочкой вдоль дороги. Вторая команда перегруппировывается (по возможности скрытно). Затем по команде капитана устремляется к дороге и перебегают (просачиваются). Если это удается, т. е. если со всеми вместе перебегают и тот кто был намечен в поимке, игра должна продолжаться в прежнем составе. Если это не удалось, команда меняется местами.
Правила:
1. Ловить только намеченного, остальных пропускать.
2. Перебежать дорогу одновременно по длине всей цепи.
3. Успевший перебежать дорогу получает звание «Лютыр» (ловкий, быстрый).
4. Побеждает команда «матыров».
5. Для поимки выбираю нового игрока.
«Цыплята и коршуны».
Из числа детей выбирают «наседку» и «коршуна», остальные – цыплята.
Наседка и коршун становятся как можно дальше друг от друга. «Цыплята» становятся друг за другом, взявшись за талию и сцепив.
Каждый движется за впереди стоящим, а первый за наседкой. Наседка движется в разных направлениях, остановившись «царапает землю ногами, издает звуки, куль-куль-куль».
В это время налетает «коршун», размахивая крыльями. Ему положено хватать только последнего, он нападает то справа, то слева. Навстречу ему кидается наседка и ужасно кричит: «кот, кот, коот!»
Правила игры :
1. Схваченный цыпленок отпускает находящегося перед ним цыпленка и выходит из игры.
2. Коршун хватает только последнего цыпленка.
3. Самым ловким считается «наседка», спасая больше всех цыплят, и коршун, схвативший больше цыплят.
«Игра вокруг веревочки»
Может играть группа в 20 человек и более. Игроки, держась за веревку образуют круг. В центре круга ловец. Он должен поймать кого-либо из круга. Играющие могут отпускать веревку и отскакивать в сторону. Кого водящий ударит по руке, тот идет водить.
Правила:
1. Играющие держат веревку обеими руками.
2. В ходе игры веревку нельзя ронять на землю.
Малоподвижные и словесные игры.
«Хаас хур».
В эту игру играют сидя. Количество играющих произвольное. Все садятся вокруг тесным рядом, подогнув ноги, быстро передают за спиной ремень (хаас хур). Один из игроков в центре круга ищет его, указывает на кого-либо из сидящих. Кто замешкался, проследил и был застигнут с ремешком, занимает место в центре.
«Колечко».
На длинный шнур одевается кольцо. Концы шнура склеиваются. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В центре круга водящий с закрытыми глазами поворачивается вокруг себя 3-4 раза. Играющие двигают кольцо по шнуру. Водящий подает «Я иду искать». Тот, кого он называет, снимает руки со шнура. Если водящий нашел колечко, то он встает в круг, а игрок водит.
Правила:
1. Кольцо двигают по кругу тогда, когда водящий поворачивается.
2. Водящий говорит «Я иду искать» с закрытыми глазами.
«Спрячь рукавицу».
Выбирается водящий. Дети садятся на пол в круг с вытянутыми, слегка согнутыми ногами.
Водящий стоит в кругу. По знаку воспитателя сидящие быстро и незаметно для видящего передают под ногами рукавицу. Он должен угадать у кого она; назвать или указать «у тебя».
Если водящий угадает, они меняются местами. Если не указать, то ребенок, у которого рукавица, показывает ее и говорит: «чих, чих, сусмынчох»! Игра продолжается.
«Медведь и пень».
Водящий «медведь и пни». На полу круг д-3-4м. пни садятся лицом к центру, оставляя проходы между собой.
По сигналу водящий движется между пнями, слегка задевая их макушки. Поет «чабы, чабы медведь и пень, медведь и пень!» Следом крадется медведь, чтобы запятнать ею. Если поймает – оба становятся пнями. Выбираются новые участники.