Евдокия Чаптыкова
Хакасские игры и спортивные состязания
▼ Скачать + Заказать документы
Хакасские игры и спортивные состязания.
1. Детские игры.
«Саргычах»
Зимой дети катались с горок на круглых льдинках, называемых по-хакасски «саргычах», а в языке местного русского населения «катушки». Делались они из замороженных коровьих «лепешек», слепленных в виде круглого корытца с прикрепленной веревкой. Согласно правилам, при спуске с горки надо было крутиться на катушке-саргычаке. Дети устраивали соревнование - кто проедет дальше. В связи с распространением христианства катание на катушках «саргычах» заканчивалось весной в конце Масленицы, когда их торжественно разбивали.
Темочки:
- Республика Хакасия
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Физическое развитие, спорт
- Темочки
«Чылгаях»
Зимой дети устраивали катание на санках по льду. Для этого делали специальный каток «чылгаях». На льду реки вбивался столб, на который насаживали колесо телеги. К крутящему колесу привязывали жердь, а на другом ее конце прикрепляли санки (чазаф соорах). Дети крутили жердь с колесом и катались на санках вокруг столба на льду.
«Чуурана» (Чазынчах)
Детская игра «чуурана» или «чазынчах» представляет хакасский вариант игры в прятки, распространенный среди ребят всего мира.
Собравшаяся детвора сначала выбирает водящего. Для этого находят палку длиной около метра, которую по очереди, начиная с нижнего конца, обхватывают руками, надставляя кулак над кулаком. Кому достанется обхватить верхний конец, тот становится водящим. В дальнейшем эта палка служит стукалкой (чибирек) и находится на выбранном месте, где юлит водящий. Для того, чтобы участники игры спрятались, водящий, закрыв глаза, говорит считалку.
Когда водящий обнаружит спрятавшихся игроков, то он должен первым добежать до места (меет) голения и стукалкой застукать их. При этом обязательно надо воскликнуть «чуурана». Подобное магическое слово встречается в играх русских (чур меня, кыргызов (жууран) и других народов.
Киик-npi»
Хакасская игра «киик-прi» (дикие козы и волк) напоминает русскую игру «Волк во рву». На ровной площадке чертятся две параллельные линии, между которыми находится волк. За внешней чертой сосредоточены дикие козы, которые должны пресечь волчью зону. Волка выбирают по считалке: «Пiр - пiт, iкi - iнее, ус - учургу, торт - тозек, пис - пизiк, алты - арrамчы», читi - чиле, сигiс - сине, тогыс - тонма, он - очых! На кого падало слово «очых», тот становился волком. Он должен был ловить диких коз, пробегающих по его территории между линиями. Пойманная коза оставалась в плену у волка. Нужно было поймать всех диких коз.
«Хозан орых» (Хулагас)
Детская игра «хозан орых» (заячья тропа) была широко распространена среди хакасских пастушат.
Для игры на земле или зимой на снегу чертится большой круг (д - 10 м.) или квадрат, который в центре пересекается двумя линиями. На пересечении линий с кругом (квадратом) находятся норы зайцев. В середине круга (квадрата) на перекрестии внутренних линий находится нора волка. Чтобы определить, кто будет волком, берут палку и по очереди захватывают ее в кулак, начиная с нижнего края. Чей кулак окажется последним, тот будет водящим. Зайцы скачут на одной ноге (тойрацнап) как по кругу, так и по внутренним линиям. Волк бегает только по своей дороге, т. е. перекресткам внутренних линий. Как только водящий произносит один, два, три! - игра начинается. Согласно правилам, волк должен занять пустующее гнездо зайца. Во время игры зайцы обмениваются местами, перебегая из норы в нору. Как только заяц достиг норы, волк уже не имеет права его трогать. Но если волк займет вперед пустую нору зайца, то он выигрывает, а неудачник становится волком.
«Ходыр iнек»
Детская игра «ходыр iнек» (паршивая корова) в долине р. Чулым называется «кок iнек» (сивая корова, а в долине р. Абакан «хоор торбах» (светлый теленок). Она полностью идентична русской игре «котел» и кыргызской «уйчу» (пастух) или «кок бука» (сивый бык).
В игре участвует 5-6 мальчишек. На земле чертится круг диаметром 5-б м. В центре выкапывается круглая лунка-загон для коровы (хазаа). Играют мячиком (тогым, скатанным из коровьей шерсти. У каждого играющего в руках посох (таях) длиной около метра. На линии круга на одинаковом расстоянии каждый игрок выкапывает свою лунку (iн).
Сначала определяют, кто будет пастух (cypiгчi). Для этого каждый игрок кладет посох на носок ноги и бросает его вдаль. Кто ближе всех бросил его, тот будет пастухом шелудивой коровы. Он не имеет своей лунки. Задача пастуха - загнать шелудивую корову (мячик) в хлев. Остальные участники игры отбивают мячик палками и не дают ему пройти в центр круга. Если пастух загонит «паршивую корову» в хлев, то пастухом становится следующий по очереди игрок. Кроме того, правила требуют, чтобы все играющие охраняли свои лунки и не дали пастуху внезапно засунуть свой посох в свободную лунку зазевавшегося игрока. Поэтому отбив мячик, надо держать посох в своей лунке. Охранять ее ногами запрещается. Если пастух сумел засунуть клюшку в чужую лунку, то ее хозяин становится пастухом и игра продолжается.
Хакасская народная игра “Медведь и пень”
/Выбирается водящий и “медведь”, остальные “ пни”. Садятся вкруг лицом к центру круга, оставляя проходы между собой. Водящий движется между пнями, слегка задевая макушки одновременно напевая песенку: “Чабы, чабы медведь пень”. Следом крадётся медведь, чтобы поймать и запятнать его. Если поймает, то они оба станут пнями и сядут, а вместо них выберут других. И всё начинается сначала/.
Хакасская народная игра “Спрячь рукавицу”.
Дети сидят на полу в круг вытянутыми ногами. Водящий не сидит /на коленях/, по знаку воспитателя, дети передают под сомкнутыми коленями рукавицу из рук в руки. А он должен угадать, у кого из них находится рукавица, сказав в нужный момент: “У тебя!”. Кто не угадал, должен назвать какую-нибудь хакасскую сказку, поговорку, загадку или пословицу:
Хакасская игра «Ала хуча» («Пестрый баран»)
Игра «Ала хуча» еще известна как «Сахтангчы» («Сторож»).
Все играющие становятся парами, берутся за руки, выстраиваются в колонну. Впереди колонны находится «ала хуча» или «сторож». Он смотрит вперед и держит за руки первую пару. В это время последняя пара разделяется и бежит вперед. «Ала хуча» должен успеть их схватить, пока они его не обогнали. Если он не поймает бегущих, то они становятся впереди его. Если же он кого-нибудь схватил, то оставшийся без пары игрок занимает его место.
Якутская игра «Булчута» («Охотники»)
Игра проводится на местности с чётко обозначенными границами. Из числа играющих выбирается четное количество «охотников» («булчут», например, на 20 участников 8 «охотников».
Игра может быть организована по-разному. В одном случае, «охотники» разбиваются по парам и образуют «аркан», берясь за руки. С помощью «аркана» «охотники» могут поймать любого игрока. К кому пойманный игрок стоит лицом, с тем он и образует новый «аркан». Задача каждого игрока – как можно быстрее освободиться из «аркана» или вообще ни разу не побывать в роли «охотника».
В другом случае, каждый пойманный игрок становится «охотником», таким образом, «арканы» постепенно увеличиваются. Игра заканчивается, когда последний игрок становится «охотником».
Внимание! В течение игры запрещается выбегать за границы поля, ловить можно и «охотников».
Физкультминутка – хакасские народные игры.
– Жмурки (Метпечек)
Одному из игроков – метпечеку – завязывают глаза, остальные бегают вокруг него. Метпечек старается их поймать.
Пойманный игрок не должен вырываться. Он становится метпечеком.
– Спрячь колечко (Пурба чазырары)
Все участвующие в игре садятся в ряд. Руки кладутся на колени ладонями вверх. Водящий, держа в руках колечко – пурба, обходит всех участников, делая вид, что кладет кольцо, и напевает:
Я иду по кругу, Мин парчам тегiлекче,
Всем кольцо кладу. Прайзына пурба салчам.
Держите руки крепко, Холларынны пик тудынар,
Будьте начеку. Сизiктiг полынар.
Спрятав кольцо и пройдя всех, водящий отходит в сторону и произносит:
"Пурба, пурба, сых кирлеске!” ("Колечко, колечко, выйди на крылечко!”) На этот зов тот, у кого кольцо, должен выскочить из ряда, соседи должны ему помешать. Если ему не удалось выскочить, он становится водящим, если удалось, наказывается сосед.
– Спрячь рукавицу (Мелей чазырары).
Игроки садятся тесным кругом. Водящий стоит в центре. По знаку руководителя сидящие быстро и незаметно для водящего передают за спиной рукавицу – мелей из рук в руки. Водящий должен угадать у кого она в данный момент, назвав по имени. Если угадает, они меняются местами. Если нет, то тот, у которого окажется рукавица к этому времени, на мгновение вытаскивает ее из-за спины и прячет ее обратно, произнося дразнилку: "Чых, чых, оркечек!” ("Чых, чых, суслик!”) По этому признаку водящий ищет дальше.