Анна Лапа
Групповой сбор (утренний, вечерний) как средство создания атмосферы общения и умения планировать с детьми свою деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из форм организации образовательного процесса с детьми, в этой программе, является общение в ходе утреннего или вечернего сбора, как важного режимного момента, именно здесь ребенок может активно проявить свою речевую активность.
Эта технология не такая инновационна, как мы думаем, она появилась уже достаточно давно и прочно укрепилась в дошкольном образовании. Например, «утренний сбор» пришел в детские сады вместе с методикой Марии Монтессори и Вальдорфской педагогикой, еще в 80-е годы прошлого века. Эту технологию называют по-разному: детский совет, утро радостных встреч, групповой сбор, утренний (вечерний) круг.
Публикация «Групповой сбор (утренний, вечерний) как средство создания атмосферы общения и умения планировать с детьми свою деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Утренний круг (сбор) - один из любимых «ритуалов», принятых в программе. Это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы порадоваться предстоящему дню, настроиться на «работу», поделиться впечатлениями, узнать новости, обсудить планы и договориться о правилах. Именно на утреннем круге зарождаются и обсуждаются новые приключения, обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы, а также планируются моменты, в которых дети становятся участниками образовательной деятельности. Воспитатель здесь несет функцию модератора, то есть он не главный, он просто направляет «сюжет» разговора в нужное, правильное русло. Это место для общения взрослых и детей, задающее смысл и стиль всей жизни группы.
Основными задачами утреннего сбора являются :
— установление комфортного социально — психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками;
— развитие самостоятельности, самоорганизации;
— развитие коммуникативных умений — умение говорить и слушать.
— создание позитивной атмосферы в группе. (Это и доверие друг к другу, и доброжелательное отношение к товарищам, честность, равенство.)
Если говорить о структуре, то важно помнить, что «утренний или вечерний сбор» - это не занятие, но иногда используем и на занятиях. Участие в нем не обязанность, а возможность приятного, эмоционально и познавательно насыщенного общения со сверстниками и взрослым. Структура проведения тоже очень гибкая, по ситуации можно обойтись без какого-либо компонента.
Утренний сбор всегда начинается с приветствия. Воспитатель здоровается с каждым ребёнком индивидуально, показывая этим значимость каждой личности. Приветствие — первый и обязательный компонент утреннего сбора и его нужно провести сразу после того, как дети собрались в круг. Для приветствия можно использовать весё лый стишок:
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро! — Солнцу и птицам.
Доброе утро! — Улыбчивым лицам.
Или можно здороваться «по кругу», т. е. по цепочке называя друг друга по имени, пожелать доброго утра, здоровья и т. д.
Таким образом, приветствие - пожелания, комплименты, подарки, внимание друг к другу будут основой для того, чтобы наладить коммуникацию на весь день.
Игра - ее основа веселая (забавная, смешная) и вместе с тем полезная деятельность, в результате чего приобретается навык совместного нескучного времяпрепровождения.
Тема дня (недели) или обмен новостями - наиболее насыщенная часть. Такое общение и обсуждение позволяет слышать друг друга, слышать разных людей, отличающихся не только по характеру, темпераменту, интересам, но и способу выражения мысли, по темпу и стилю речи.
Несколько слов о том, с какого возраста и в какое время проводить «утренний сбор»
«Утренний сбор» рекомендуется проводить, начиная с младшего дошкольного возраста, то есть с 3 лет (в некоторых программах, начиная с раннего дошкольного возраста). Начинать можно с 5-10 минут и постепенно увеличивая длительность до 20 минут. Время проведения утреннего круга зависит от возраста детей и от того, во сколько начинается и заканчивается завтрак. Из своей практики скажу, что проводить «утренний сбор» сразу после завтрака не всегда удобно, поэтому иногда мы стараемся провести его или до завтрака, или же после занятий, перед утренней прогулкой. Когда «утренний сбор» прочно войдет в жизнь группы, педагог уже ориентируется на удобное время его проведения. Уже на начальном этапе рассадки в круг нужно обратить внимание на некоторые моменты:
— Кто с кем сядет рядом;
— Кто всегда стремится сесть рядом с воспитателем, а кто подальше;
— Есть ли ребенок, которого не пускают в круг
Следует обратить внимание, все ли дети умеют вступать в контакт или избегают нежелательного общения, могут ли они договориться о совместных действиях.
Существуют некоторые лайфхаки при проведении утреннего или вечернего сбора
Групповые сборы начинаются с рассадки детей, рассажить детей, так, чтобы всем было комфортно и педагогу в том числе и это можно сделать традицией группы. Возможно использование музыки и тогда Вам не нужно будет созывать всех детей и повышать голос, если кто-то не услышал. За Вас все сделает музыка. Приветствуется использование таких помощников, как колокольчик, бубен или другой музыкальный инструмент. Как только дети услышат заветный сигнал, они сразу поймут, что пора собираться в круг. С детьми постарше можно вместе придумать, по какому сигналу Вы будете собираться.
Для сплочения коллектива можно использовать различные приё мы посадки детей:
— сначала садятся в круг мальчики, а потом между ними место занимают девочки или наоборот
— дети выстраиваются по росту, так и рассаживаются
Если Вы только начинаете проводить групповой сбор или у Вас дети младшего дошкольного возраста, то удержать детей в кругу Вам помогут медиаторы пространства. Это могут быть детали от напольного пазла, самодельные сшитые подушечки, самые простые «сидушки» для стульев. Получается, что у каждого ребенка свое «гнездышко» и дети спокойно сидят в кругу. В начале воспитатель сам раскладывает их, через некоторое время дети могут делать это самостоятельно.
При проведении групповых сборов, дети высказывают свои мысли, задают вопросы, много отвечают и предлагают идеи. Как сделать, чтобы общение не превратилось в «базар», чтобы дети не перебивали? В этом Вам поможет «игрушка - говорун». Это может быть маленький плюшевый мишка, он «дает» право говорить. Правило такое: «У кого в руках игрушка, тот и говорит». Иногда используют микрофон, но мягкую игрушку удобнее перекидывать друг другу.
Темы для групповых сборов
Когда мы только вводим эту технологию в «жизнь» группы, могут возникнуть трудности с подбором тем для общения. Какие же темы можно использовать для общения на «утреннем круге»?
Обмен новостями после выходных. - «Кто хочет рассказать, что интересного было у Вас в выходные? Чем Вы занимались? Как прошли Ваши выходные?
Осуждения разных ситуаций, произошедших в группе. Кто-то отнял игрушку, взял без разрешения, одна девочка подговаривает другую не дружить с кем-то. Таких ситуаций в жизни детей много, замечаем и выносим на обсуждение (можно использовать вымышленные имена детей, чтобы не пристыдить при всех, а объяснить, как можно разрешить конфликт). Здесь дети рассказывают какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Например, кто-то из детей сообщил, что он на выходных с родителями ездил в цирк или на каток. Затем педагог организует обсуждение. Количество детей, которые принимают в нем участие, ограничивается. Для этого используется коробочка с кружочками красного и синего цветов. Таким образом, задается три вопроса и звучит столько же ответов. Т. е. дети учатся говорить по очереди, не перебивая друг друга.
Новая книга или игра. Прежде, чем положить в центр новую игру, можно поговорить о ней на «утреннем круге». - «Как Вы думаете, что это за игра? Чему он может Вас научить? Какие правила в ней могут быть? С кем бы Вам хотелось в нее поиграть»? Можно ознакомить детей с определенными правилами поведения в группе, к примеру:
- «Как Вы думаете, для чего нужны правила? Что может произойти, если их не соблюдать?
Какие правила есть в раздевалке»? Или, - «У нас возникла проблема, дети часто ссорятся в центре песка.
Как Вы думаете, какие правила могут нам помочь»? - «Наши правила, что в раздевалке нельзя шуметь, сегодня не работали.
Как Вы думаете, почему?
Как нам исправить эту ситуацию»?
В ходе утреннего сбора появляются определенные правила группы. Дети самостоятельно принимают эти правила, которым затем следуют весь учебный год. Постепенно добавляются новые правила, которые периодически возникают в процессе учебной и игровой деятельности.
Для сплочения коллектива можно использовать разнообразные игры, не требующие крупных движений.
(В общем кругу проводятся игры на развитие навыков общения и взаимодействия, формируется доброжелательная атмосфера.
Игры способствуют развитию творческого мышления и самовыражению каждого. Например, игра «Волшебная шкатулка». Воспитатель прячет в шкатулке любую вещь. Дети получают задание угадать, что находится в этой шкатулке. До начала игры необходимо договориться о правилах, которым надо следовать: никто не должен открывать шкатулку; шкатулку можно потрясти; можно задавать любые вопросы о содержимом шкатулки, на которые можно ответить «да» или «нет»; если ученик думает, что он угадал, то можно спросить: «Это. ?» и указать на предмет).
В заключении утреннего группового сбора воспитатели создают установку на обдумывание и планирование детьми своих занятий на предстоящий день, побуждают детей рассказывать о том, в каких уголках они хотели бы играть, чем конкретно заниматься.
Проектная технология
Высказывание идей по решению проблем или выстраивание гипотез, планирование, распределение в «рабочие группы», корректировка идей - все это можно обсуждать на «утреннем круге». - «Вчера на прогулке мы заметили, что на дереве растет мох. Варя сказала, что мох на дереве растет только с северной стороны. Как Вы думаете, может ли такое быть? Как мы можем это проверить»?
Планирование предстоящей недели. Эту тему хорошо обсуждать в пятницу, например: - «Следующая неделя у нас будет посвящена жизни диких животных в лесу. Про каких животных Вам хотелось бы узнать? А может кто-то из Вас уже знает, как некоторые животные готовятся к зиме и захочет об этом рассказать нам»?
«Мозговой штурм». Детям можно задать вопрос, который заставляет рассуждать, думать и спорить. Например, «Как могли бы выглядеть динозавры, если бы они жили в наше время»? Или, «Что для птиц страшнее: голод или холод»?
Свободная тема. Иногда бывает, что обсуждать нечего и тогда, позвольте себе отдать инициативу в выборе темы, в руки детей. Если дать такую возможность детям, то можно с удивлением обнаружить насколько необычные, яркие идеи приходят им в голову. Как разгорается спор, дискуссия, как они пытаются отстоять свою точку зрения.
Утренний сбор помогает многим ребятам проявить свою самостоятельность, повысить самооценку, стать значимым в коллективе.
Может показаться, что на утренний сбор уходит много времени. Можно с уверенностью сказать, что это не так. Всё зависит от находчивости и компетентности воспитателя.
Таким образом, утренний сбор — один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется словарный запас.