Новицкая Екатерина Александровна
Групповой краткосрочный проект во второй младшей группе «Осень золотая»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта: «Осень золотая!»
Автор проекта: Новицкая Е. А.
Участники проекта: дети второй младшей группы (3-4 года, родители.
Сроки реализации: Сентябрь 2023
Вид проекта: групповой, краткосрочный
Тип проекта: комплексный
Публикация «Групповой краткосрочный проект во второй младшей группе „Осень золотая“» размещена в разделах
Актуальность: В младшем возрасте ребёнок приобщается к природе родного края, что способствует формированию основ и начального опыта природосообразного поведения. Он осознает роль природы в жизни человека и открывает для себя удивительное многообразие растительного мира. При этом появляются позитивные чувства по отношению к природе, а также нравственно-эстетические чувства, которые вдохновляют детей заботиться о своём окружении.
Приобщение дошкольника к природе также способствует развитию у него умений и навыков наблюдения за природными объектами. Он научится производить первичный анализ сезонных изменений в жизни окружающей среды и развивать положительное отношение к природе.
Экологическое воспитание играет важную роль в формировании гармонично-развитой личности ребёнка. Оно является одним из ключевых условий для развития у детей позитивного отношения к окружающей среде, умения заботиться о природе и способности анализировать её изменения.
Проблема: Современные дети, проживающие в условиях городской среды, мало сталкиваются с природой и её проявлениями. У них отсутствуют знания о местах роста фруктов и овощей. Участие детей в предложенном проекте позволит расширить их познания о природе осени. Они научатся замечать изменения, происходящие в окружающей среде: наступает холодная погода, начинается дождливый сезон, люди надевают тёплую одежду, листья меняют свой цвет и падают с деревьев, а птицы улетают на южные земли. Также дети приобретут представления о том, какие овощи и фрукты собираются осенью. Они научатся различать основные виды овощей и фруктов по их внешнему виду, вкусу и форме. Благодаря этому проекту, который поощряет творческое развитие детей, у них будет возможность обогатить существующие знания. Каждый ребёнок сможет продвинуться в своём развитии, учитывая его потребности, интересы и предпочтения. Проект "Здравствуй, Осень золотая!" предлагает широкие возможности для самовыражения, помогает приблизить образование к реальной жизни, развивает активность, самостоятельность, умение работать в коллективе и планировать. Главная цель проекта - ознакомить детей с красотой осенней природы и экологическими проблемами.
Цель проекта: познакомить детей с красотой осенней природы. Формирование экологической грамотности детей, бережного отношения к
природе и окружающему миру.
Новизна проекта: Образовательный процесс детского сада, направленный
на нравственное и физическое воспитание, расширяет свои границы и выходит за рамки данного учреждения. Он привлекает к сотрудничеству различные сегменты общества, такие как социум и родительская общественность. Стоит отметить, что в эту сферу также включаются родители и дети, которые получают воспитание дома. В результате формируется единое образовательное пространство, где все участники взаимодействуют наравне и вносят свой вклад в развитие и воспитание детей.
Гипотеза проекта: Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, природных явлениях, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Для решения этой проблемы возник этот проект.
Задачи проекта:
Образовательные:
познакомить детей с понятием «время года – осень», с сезонными изменениями в природе происходящими осенью;
расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;
расширять и активизировать словарный запас детей;
формировать у детей умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
формировать представления детей о необходимости бережного отношения к
окружающей природе;
Развивающие:
развивать интерес у детей к наблюдениям, умение замечать изменения, происходящие в природе;
развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин;
развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения;
формировать эмоциональную отзывчивость к восприятию произведений искусства.
Развивать познавательный интерес к миру природы.
Воспитательные:
воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года;
воспитывать умение вести диалог (внимательно слушать, отвечать на вопросы, не отвлекаться, не перебивать);
воспитывать бережное отношение к природе.
воспитывать у детей бережное, доброжелательное отношение природе, любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
Интеграция образовательных областей
В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие» – дать представление об окружающем мире.
«Познавательное развитие» – организуются игры-занятия по ознакомлению с
окружающим миром.
«Речевое развитие» – обогащение активного словаря; развитие связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.
«Художественно-эстетическое развитие» – организуются развлечения, досуги.
«Физическое развитие» – проведение физминуток, пальчиковых и подвижных игр.
Основные этапы и сроки реализации:
Первый этап проекта «Подготовительный
Второй этап «Основной»
Третий этап «Заключительный»
Поэтапный план реализации проекта:
1 этап – организационный
Постановка темы, цели и задач педагогического проекта. Работа с методическим материалом, художественной литературой по данной теме. Составление комплексно-тематического плана, подбор дидактических игр, иллюстративного материала.
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию
проекта; изучение литературы, привлечение родителей к реализации
проекта.
2 этап – внедренческий
Подбор дидактического материала, проведение игровых занятий -
экспериментов, опытов, наблюдений, бесед, чтение рассказов и сказок
познавательного характера, заучивание стихов. Работа с родителями.
3 этап – результативный
Выявить знания детей о воде; расширить исследовательские умения в
соответствии с возрастом.
Ожидаемы результаты:
приобщение детей к миру природы;
приобретение элементарных представлений о признаках осени;
развитие активного и пассивного словаря детей по теме;
практическое использование приобретённых знаний в игре;
совершенствование ручной моторики;
освоение навыков эмоциональной передачи игровых образов;
развитие навыков пения, умения двигаться под музыку, подыгрывать на простейших музыкальных инструментах;
обогащение эмоциональной сферы, формирование ярких положительных эмоций;
приобщение родителей к педагогическому процессу.
Предварительная работа:
Разработка плана работы по проекту, пополнение предметно-развивающей среды группы играми и игрушками, книгами, раскрасками по данной тематике. Подобрать иллюстрации, аудио и видеоматериал, развивающие презентации; подобрать материалы, атрибуты для игровой, исследовательской, театрализованной деятельности детей.
Методы и приёмы проекта:
1. Словесный;
2. Наглядности;
3. Практический;
4. Мотивационный;
5. Сотворчество;
6. Игровой.
Формы реализации проекта : разговор; ООД; чтение художественной и познавательной литературы; рассматривание фотографий и иллюстраций; подвижные и музыкальные игры; гимнастики (утренние, дыхательные, после сна); консультации (родителям).
Проект построен на основе методических принципов:
учёт возрастных особенностей детей;
доступность материала;
постепенность его усложнения.
Дорожная карта (план мероприятий)
программы инновационной деятельности
№ п. п Наименование мероприятия Ожидаемый результат
мероприятия
1. Беседы «Осень в гости к нам пришла», «Какая сегодня погода»,«Дары осени», «Как изменилась одежда людей», «о деревьях».
Индивидуальные беседы с родителями о том «Как одевать детей осенью». Развивать связную речь, обогащать, словарь детей, развивать познавательный интерес.
2. Лепка «Ветка рябины», «Деревце за деревце»,«Овощи», «Грибочки» .
Аппликация «Наша клумба»,«Осеннее дерево».
Рисование «Букет осенних цветов» «Осень золотая», «Разноцветные листья». Формировать представления детей о
разнообразии природного мира, развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику.
3. Чтение художественной литературы
А. Блок «Зайчик»; З. Александрова «Дождик»; А. К. Бальмонт «Осень»; А. Плещеев «Осень наступила»; А. Босев «Дождь»; Ю. Тувим «Овощи»; Русская народная сказка «Вершки и корешки» Продолжать знакомить детей с произведениями разных авторов.
Воспитывать интерес к художественной
литературе.
4. Наблюдения за солнцем, небом, осенним дождём, за красотой и богатством осенних красок, за деревьями, растущими на территории детского сада Обогатить и расширить знания детей об осени, её признаках и дарах, бережном отношении к природе;
5. Подвижные игры «Солнечные зайчики», «Цветок»,
«Зайка выйди в сад», «Улей», «Надуй шарик», «Беги к тому, что назову», «Садовник»,«Жуки», «Огуречик»,«Беги туда, куда дует ветерок»,«На лугу» Развивать двигательную активность
6. Рассматривание альбомов и репродукции картин на тему «Осень»,«Прогулка в лесу», «Уборка урожая» Папки-передвижки «Что такое осень?»
Составление рассказа по картинке «Осень в лесу»
Дидактические игры:«Ботаническое лото», «Кто во что одет», «Такой листок лети ко мне», «Найди в букете такой же листок», «Кто быстрей найдёт берёзу, дуб, ель», «Найди, что покажу». Развивать речевую активность, упражнять в умении пересказывать текст,заучивать стихи и загадки; развивать логику, память, мышление.
7. Сюжетно-ролевые игры «Оденем куклу на прогулку», «Сварим суп из овощей», «Магазин овощей»,«Лесная больница», «Аптека»,«Ветер и листочки» .
Игра «Одень куклу Машу на прогулку». Обогащение и активизация игровой лексики.
Работа с родителями
Консультация «В союзе с природой».
Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда.
Консультация «Маленькими шагами в прекрасный мир»
Консультация «Как сберечь природу»
Привлечение родителей к посильной помощи в организации различных мероприятий.
Папка-передвижка «Осенняя одежда на прогулку»
Предложить родителям оформить выставку рисунков, поделок по теме «Осень золотая».
Вывод. В результате работы над проектом у детей повысился интерес к природе, её обитателям. Пришло понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на её нравственно-эстетическом и практическом значении для человека. У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Презентация итогов реализации проекта.
Развлечение с детьми младшего дошкольного возраста «Осень, осень к нам пришла»
Список литературы:
1. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология. 2006- 20-39 с.
2. Экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006 - № 3.-С. 23-27.
3. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников:Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001 - 128с.
4. Морозова, И. А. ,. Пушкарева. М. А Ознакомление с окружающим миром. – М. : Мозаика-Синтез, 2006 – 144 с.
5. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2004 – 96 с.
6. Скоролупова, О. А. Домашние животные и дикие животные средней полосы России. – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2010
7. Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015 – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
8. Хрестоматия для маленьких. Л,Н. Елисеева М. Просвещение, 1987 г.
9. Литературные сказки. Т. А. Шорыгина изд. ТЦ Сфера, 2015 г.
10. Понятные сказки. Т. А. Шорыгина изд. ТЦ Сфера, 2015 г.
11. Познавательные сказки. Т. А. Шорыгина изд. ТЦ Сфера, 2015 г.
12. Беседы о природных явлениях и объектах. Т. А. Шорыгина изд. ТЦ Сфера, 2015 г.
13. Круглый год. М. Детская литература, 1975 г.
Дидактические пособия:
Листья. Окружающий мир для малышей. изд. Адонис М 2010 г.
Деревья и листья. Первые уроки. Хатбер-пресс 2006 г.
Овощи. Окружающий мир для малышей. изд. Адонис М 2011 г.
Интернет ресурсы.