Лилиана Баранова
Групповое занятие для родителей с элементами тренинга «Играем с ребенком, даже если «времени не хватает»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие конструктивного взаимодействия родителей с ребенком.
Организационная часть
Родители садятся в круг.
Здравствуйте уважаемые родители! Рада вас видеть на нашей сегодняшней встрече. Хочу поделиться с вами своим хорошим настроением и подарить улыбку, которую передаю своему соседу, сосед передаст улыбку другому, пусть она «пробежит» по кругу (родители передают улыбку друг другу по кругу) снимет усталость и зарядит позитивным настроением. Цель: создать позитивную рабочую атмосферу.
Сегодня мы с вами будем играть. Зачем?
Публикация «Групповое занятие для родителей с элементами тренинга „Играем с ребенком, даже если „времени не хватает“» размещена в разделах
Развитие ребенка дошкольника происходит в игре: развиваются восприятие, внимание, память, мышление, речь ребенка, расширяется кругозор, происходит моделирование разнообразных жизненных ситуаций, из которых ребенок учится находить выход. Невозможно переоценить роль игры в жизни ребенка. Однако часто можно услышать от родителей, что играть некогда : «Работаем, устаем, поздно приходим домой. Времени катастрофически не хватает». Сегодня мы с вами познакомимся с играми, в которые можно играть везде, где бы вы с вашими детьми не ждали чего-то – своей очереди у кассы магазина, в транспорте, в кафе, на автобусной остановке, в приёмной врача, по дороге из садика или даже в процессе приготовления ужина. Эти игры помогут превратить минуты бесполезного времяпровождения в полезные и приятные. Игры не занимают много времени и не требуют специальной подготовки.
«Найди, что такого цвета бывает»
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания.
Вспомните с ребенком цвета. А затем попросите найти вокруг что-нибудь такого же цвета.
Если это возможно, попросите ребенка коснуться этого предмета рукой. В качестве усложнения вы можете предлагать ребенку коснуться одной рукой чего-нибудь красного, а другой синего, постепенно увеличивая количество цветов до пяти.
«Найди, что такой формы бывает»
Цель: развитие восприятие формы, внимания, мышления.
Вспомнить название основных фигур, если есть возможность, нарисовать их.
«Найди, что-нибудь круглое, квадратное и т. д.»
Также можно искать вокруг цифры, буквы и т. д.
Родителей просим разбиться на пары и поиграть в предложенные игры.
«Читаем по губам»
Цель: развитие внимания, расширение словарного запаса, развитие фонематического слуха. Взрослый говорит ребенку : «А ты знаешь, что есть люди, которые не могут слышать. Они понимают, что им говорят, только по губам. Давай поиграем : я тебе только одними губами скажу слово, а ты попробуешь его угадать.
Начинать надо постепенно, с самых простых и знакомых ребенку слов, например, с его имени. Сначала произнесите слово вслух, затем шепотом, после этого – едва слышно, и наконец – молча. Не забывайте четко артикулировать каждый звук.
Родители в парах играют в игру.
«Помоги игрушкам»
Цель: развитие слухового, пространственного восприятия, внимания.
Потребуется одна или несколько игрушек ребенка.
«Игрушки собрались погулять, но запутались и не знают, что делать. Давай я буду говорить вслух, что им нужно делать, а ты покажешь игрушкам, как правильно.
Вы даете ребенку несколько инструкций, включающих в себя пространственные предлоги (из, под, в, на, над, перед, за, между и т. д.)
Например:
- возьми мишку и посади в машину;
- возьми мишку из машины.
Чем старше ребенок, тем более сложные инструкции вы можете использовать.
Если у вас нет с собой игрушки, можно достать любые небольшие предметы из сумочки (ручка, расческа и т. д.)
Родители в парах играют в игру.
«Кто больше?»
Цель: развитие слухового восприятия, произвольной регуляции собственной деятельности.
«Давай мы с тобой немного посоревнуемся: закроем глаза и послушаем ровно минуту, что происходит вокруг нас. Когда минута истечет, мы посчитаем, кто больше звуков услышал».
Родители в парах играют в игру.
«Что лишнее?»
Цель: развитие мышления, умения классифицировать, обобщать.
В эту игру можно играть с ребенком, начиная с 5-ти летнего возраста. В более раннем возрасте необходимо использовать картинки.
Взрослый придумывает четыре предмета, один из которых не подходит к остальным. Ребенок должен отгадать, какой предмет лишний и объяснить почему. Например: яблоко, груша, огурец, апельсин. «Лишнее в этом ряду – огурец, т. к. это овощ, а все остальное фрукты» и т. д.
Родители в парах играют в игру.
«Отгадай предмет»
Цель: развитие внимания, мышления, речи.
Взрослый описывает ребенку какой-либо предмет, ребенок может задавать вопросы, чтобы отгадать что это. Далее можно поменяться ролями – ребенок описывает предмет, а взрослый отгадывает.
Родители в парах играют в игру.
«Чем похожи и чем отличаются?»
Цель: развитие мышления, речи.
Сравнить чем похожи и чем отличаются машина и самолет, ручка и карандаш и т. д.
Родители в парах играют в игру.
«Поймай, все, что летает»
Цель: развитие внимания.
Взрослый называет слова, ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит название того, что летает.
Аналогично ребенок может «ловить» растения, птиц, транспорт, звуки и т. д.
Родители в парах играют в игру.
Интерес к будущей профессии
Цель: расширение знаний о профессиях, развитие речи, обогащение словарного запаса
Вспомнить с ребенком, какие профессии бывают. Узнать у ребенка кем бы он хотел быть. Пусть ребёнок представит, что он взрослый и что он доволен своей работой.
Вы интервьюируете «работника», чтобы узнать больше о его профессии: «Как называется твоя работа? Где ты работаешь? Что тебе больше всего нравиться в твоей работе? Во что ты бываешь одет на работе? Ты работаешь один или в коллективе? Каким оборудованием и инструментами ты пользуешься?»
Если ребёнок не определился с выбором, вот несколько специальностей которые он может «прикинуть» : укротитель львов, учитель, клоун в цирке, космонавт, врач, ветеринар, почтальон, пожарный.
Родители в парах играют в игру.
Перестановка в комнате
Цель: развитие зрительной памяти, внимания.
Сосредоточьте внимание ребёнка на каком-нибудь предмете в комнате, а затем предложите ему закрыть глаза. После этого поменяйте что-нибудь в комнате и посмотрите, сможет ли он сказать, что изменилось. Например, в комнате, где вы пребываете в ожидании на столике кипа журналов. Пусть ребёнок оглядит всё на столе, затем, пока он закрыл глаза, положите сверху другой журнал.
Родители в парах играют в игру.
Чего не хватает?
Цель: развитие зрительной памяти, внимания.
Найдите в Вашей сумочке 5-10 небольших предметов (ручка, расческа, платок и т. д.) разложите их в ряд. Попросите ребенка внимательно посмотреть на предметы, а затем отвернуться и назвать предметы по порядку. Затем спрячьте один предмет и предложите ребенку развернуться и отгадать, какого предмета не хватает. Другой вариант игры: можно менять предметы местами и отгадывать что изменилось (кто поменялся местами).
Родители в парах играют в игру.
Игры с монетами
Цель: развитие навыка счета, внимания, мышления.
Высыпьте монеты на стол попросите малыша разложить их по достоинству: 10 рублей, 5, 2 и рубль. Затем посмотрите сможет ли «сортировщик» собрать различные комбинации, скажем, две монеты по 10 рублей, и четыре по 5, шесть по одному рублю и т. д. Вы можете предложить ребёнку выложить из монет рисунок, разложив монеты в том порядке, который вы укажете. Например: два рубля и десять, а затем один рубль и десять.
Родители в парах играют в игру.
Заключительная часть
Обобщение. «Вспомните, пожалуйста, что интересного было на занятии, что запомнилось, понравилось, как полученную информацию можно использовать в жизни».
Литература:
1. Ю. Титова. Играть с ребенком. Как? : развитие восприятия, памяти, мышления, речи у детей 1-5 лет/ Ю. Титова, О. Фролова, Л. Винникова. – М. : Эксмо, 2010.
2. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.
3. Беннет С., Беннет Р. Играем ожидая/Пер. с англ. Н. Александровой. – М. :ТКО АСТ, 1996.