Оксана Гуськова
ГПО по физическому развитию дошкольников на тему «Организация подвижных и малоподвижных игр в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация подвижных и малоподвижных игр в ДОУ
Игра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые - педагоги, гигиенисты (П. Ф. Лесгафт, А. П. Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности.
Публикация «ГПО по физическому развитию дошкольников на тему „Организация подвижных и малоподвижных игр в ДОУ“» размещена в разделах
В формировании разносторонне развитой личности ребенка малоподвижным играм отводится важнейшее место. Малоподвижные игры широко используются в детском саду как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию.
Целью малоподвижных игр и игровых упражнений является:
– снижение физической нагрузки, т. е. постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному;
- снятие общего утомления, моторной напряженности мышц рук, гибкости и подвижности пальцев, координации движений рук и ног;
- развитие внимательности, сообразительности, памяти, наблюдательности, ловкости, быстроты реакции;
- укрепление сердечно – сосудистой, мышечной, дыхательной и других систем организма;
- ориентировка в пространстве;
- формирование и закрепление двигательных умений;
- получение удовольствия и создание хорошего настроения;
- сохранение и укрепление здоровья дошкольников;
- повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни.
В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.
Спецификой данного вида игр является способ организации детей (круг, врассыпную, шеренга и др., движения, которые включаются в игру, методика проведения игры (выбор игры, место проведения, подготовка к игре, сбор детей на игру, объяснение игры, проведение игры, окончание игры, темп, в котором она ведется (медленный, количество повторений движений (3-6 раз).
Эти игры не требуют подробного объяснения правил. Воспитатель сам показывает детям движение или выбирает для этого кого–либо из детей.
Игры малой подвижности подразделяются на игры, способствующие развитию мелкой моторики рук и сенсорики, внимания (слухового, моторно – двигательного, интеллекта, слуха, зрения и речи.
Игры малой подвижности и игровые упражнения проводятся со всеми детьми одновременно на физкультурном занятии (в третьей его части, досугах и праздниках, дневной, вечерней прогулке, в физкультурных минутках и физкультурных паузах, самостоятельной двигательной деятельности детей.
Предлагаю вашему вниманию картотеку игр и игровых упражнений, не требующих большого пространства. Они доступны в любую погоду и любое время года. В них с удовольствием играют дошкольники в возрасте от 2 до 3 лет.
Картотека подвижных и малоподвижных игр для детей раннего возраста
Ножки
Цели: формирование умения выполнять движения в соответствии с текстом; развитие воображения.
Описание игры.
Воспитатель проводит на земле черту.
Воспитатель. Это будет наш дом, отсюда наши ножки побегут по дорожке, а куда они побегут, сейчас покажу.
Воспитатель отходит от детей на расстояние 20-25 шагов и проводит на земле параллельную черту.
Воспитатель. Здесь остановятся дети.
Вернувшись к ребятам, он помогает им построиться у первой (стартовой) черты и произносит слова, под которые они будут выполнять действия, затем предлагает повторить их.
Ножки, ножки,
Бежали по дорожке,
Бежали лесочком,
Прыгали по кочкам,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прибегали на лужок,
Потеряли сапожок.
Под эти слова дети бегут по направлению к другой линии, прыгают на двух ногах, приближаясь к взрослому (всего четыре прыжка). С последним словом останавливаются, приседают на корточки, поворачиваются то в одну, то в другую сторону, будто ищут сапожок.
Воспитатель. Нашли сапожок!
Все бегут обратно к исходной линии. Игра начинается сначала.
Подарки
Цели: воспитание дружеских, доброжелательных отношений; формирование умения имитировать движения, характерные для той или иной игрушки; развитие воображения.
Описание игры
Воспитатель. Вы любите, когда вам дарят игрушки? Вот мы сейчас и будем делать друг другу подарки.
Взрослый предлагает детям построиться в большой круг, подзывает того, кто будет первым выбирать себе подарок. Малыш выходит на середину круга, а воспитатель с детьми ведё т хоровод под следующие слова:
Принесли мы всем подарки,
Кто захочет, тот возьмёт,
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолёт.
С окончанием слов дети останавливаются. Воспитатель, обращаясь к ребёнку, стоящему в кругу, спрашивает, какой из перечисленных подарков он хотел бы получить. Если малыш выбирает коня, дети изображают, как скачет конь, если выбирается кукла, все танцуют, как куклы, если волчок - кружатся, а если выбирается самолёт - подражают полёту и приземлению самолёта.
Если ребёнок выбирает коня, то под слова:
Скачет конь наш чок-чок-чок!
Слышен топот быстрых ног,
Хоп-хоп-хоп! Хоп-хоп-хоп!
Дети скачут, высоко поднимая ноги, как лошадки.
Обращаясь к ребёнку внутри круга, воспитатель предлагает ему посмотреть, «какие у него красивые кони», и выбрать того, кто ему больше всего понравился. Выбрав себе подарок, ребёнок занимает место в хороводе, а тот, кого он выбрал, выходит на середину круга. Дети снова берутся за руки и повторяют слова: «Принесли мы всем подарки…»
Если ребёнок выбирает куклу, то дети изображают кукол, пляшущих на месте под слова:
Кукла, кукла, попляши,
Яркой лентой помаши.
Повторяется 2-3 раза.
Волчок кружится на месте, а потом приседают под слова:
Вот как кружится волчок,
Прожужжал и на бочок.
Повторяется 2 раза.
Самолё т изображают так: каждый ребёнок заводит мотор, делая круговые движения перед собой. Затем раздвигает руки в стороны и бежит по кругу. Сделав полный круг, самолёт замедляет движение и медленно приземляется, т. е. ребёнок приседает на корточки.
Где звенит?
Цель: развитие у детей внимания и умения ориентироваться в пространстве.
Описание игры.
Дети стоят лицом к стене, один из детей прячется в другом конце зала и звенит колокольчиком.
Воспитатель. Послушайте внимательно, где звенит колокольчик, найдите его.
Воспитатель обращается воспитатель к детям, когда они находят колокольчик, воспитатель хвалит малышей. Игра повторяется.
Подползи под воротца
Цели: упражнять детей в ползании на четвереньках и пролезании под препятствие, не задевая его.
Описание игры.
Дети располагаются на стульях, поставленных вдоль одной из стен зала. Впереди на расстоянии 2-3 м поставлена дуга - воротца. Воспитатель приглашает самого смелого ребёнка, предлагает ему доползти на четвереньках до воротец, пролезть под ними, встать и вернуться на своё место.
По мере усвоения упражнения можно усложнить его: ползти на четвереньках и пролезть в обруч, подлезть под 2-3 дуги, стоящие на расстоянии 1 м друг от друга.
Ай, гу-гу!
Цели: знакомство детей с народными подвижными играми; формирование умения выполнять движения в соответствии с текстом.
Описание игры.
Воспитатель рассаживает детей на стульчики. Переходя от одного ребёнка к другому, он говорит.
Воспитатель. Иду, иду, иду, дружка себе найду!
Затем останавливается перед одним из малышей.
Воспитатель. Хочешь играть со мной? Тогда пойдём вместе.
Воспитатель берёт ребёнка за руку, и они вместе идут дальше со словами.
Воспитатель. Идём, идём, идём, дружка себе найдём!
Постепенно собирается цепочка.
Дети вместе с воспитателем образуют круг. Взрослый читает текст и просит повторять за ним движения:
Ай гу-гу, гу-гу, гу-гу,
Не кружися на лугу.
На лугу-то лужица,
Голова закружится.
Ой, вода! Ой, вода!
Вот беда так беда!
Прыг-скок, прыг-скок.
Прыгал, прыгал и скакал,
Прямо в лужицу попал!
Движения: дети ведут хоровод в одну сторону, с последним словом первого четверостишия слегка приседают. Затем идут в другую сторону. Делают несколько прыжков и с последним словом приседают и останавливаются: «попадают в лужу». Опускают руки, поворачиваются лицом к центру, берутся руками за голову и качают головой.
Воспитатель подходит к любому ребёнку, берёт его за руки и помогает ему выскочить из лужи. Спасённый ребёнок может по собственному желанию помочь любому из играющих выскочить из лужи. Так, дети вместе с воспитателем спасают всех, и игра начинается сначала.
Пчёлки и медведи
Цели: формирование умения детей действовать по сигналу; бегать, не наталкиваясь друг на друга.
Описание игры.
Дети делятся на две подгруппы: одна группа - пчёлы, другая - медведи. Пчёлы летают по залу, произнося: «Ж-ж-ж». Воспитатель произносит слова:
Воспитатель. Ой, медведи идут,
Мёд у пчёлок унесут!
Выходят медведи. Пчёлки машут крыльями, жужжат, прогоняют медведей: «жалят» их, дотрагиваясь до них рукой. Медведи убегают.
Не боимся мы кота
Цели: приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал.
Описание игры.
Воспитатель берёт игрушку-кота, сажает его на стульчик - «кот спит». Воспитатель. Мышки, мышки, выходите,
Порезвитесь, попляшите,
Выходите поскорей,
Спит усатый кот-злодей.
Мышки окружают кота и начинают приплясывать со словами:
Мыши. Тра-та-та, тра-та-та
Не боимся мы кота.
Кот просыпается и ловит мышек (воспитатель с игрушкой догоняет детей). Мыши убегают в норки (садятся на стульчики).
Веснянка
Цели: формирование умения выполнять движения в соответствии с текстом.
Описание игры.
Дети с воспитателем встают в круг.
Воспитатель. Солнышко, солнышко,
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей,
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.
Движения: дети идут по кругу. Со слов «побежал в саду ручей» - дети бегут по кругу, «прилетели сто грачей» - машут руками, «сугробы тают» - медленно приседают, «цветочки подрастают» - встают на носочки, тянутся вверх.
Прыгни через шнур
На полу протягивают шнур длиной 3—4 м. Дети подходят к шнуру и по сигналу воспитателя перепрыгивают через него.
Можно положить параллельно 5—8 шнуров разного цвета (на расстоянии по 50 см).
Прыгни в обруч
На полу лежит обруч диаметром 1 м. Детям предлагают подойти к нему ближе и прыгнуть в него, а затем выпрыгнуть из обруча. Упражнение выполняют одновременно 3 человека, повторяют его до 5 раз. Можно предложить детям после выполнения упражнений походить и побегать вокруг обруча.
Из обруча в обруч
Плоские обручи (3—4) положены на расстоянии 30 см друг от друга. Дети прыгают на двух ногах друг за другом из обруча в обруч, продвигаясь вперед.