Ольга Смотрова
Консультация для родителей и педагогов «Отдавать ли в школу шестилетнего ребенка?»
▼ Скачать + Заказать документы
ОТДАВАТЬ ЛИ РЕБЕНКА В ШКОЛУ В ШЕСТЬ ЛЕТ?
Добрый день, уважаемые родители.
Сегодня я обращаюсь к родителям детей, посещающих старшие группы дошкольных образовательных учреждений. Ежегодно ко мне обращаются родители детей 6 лет с вопросом (как правило, это родители детей, которым на 1 сентября уже исполнится шесть с половиной лет и данные дети уже формально могут быть зачисленными в 1 класс общеобразовательной школы) : «А отправлять нам ребёнка в первый класс уже в предстоящем учебном году или переждать ещё год?».
Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Отдавать ли в школу шестилетнего ребенка?“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Попытаюсь Вам разъяснить некоторые моменты…
Мы хотели отдать Димку в школу в шесть лет. Садик он посещал плохо, всё больше дома сидел, то болел, то мы его просто жалели – пусть спит. Решили – пусть идёт в школу, так хоть не будет без дела во дворе болтаться. После собеседования с педагогом нам сказали, что нашему мальчику лучше подождать еще год. Почему нам отказали? Можем ли мы опротестовать это решение и отдать ребенка в первый класс?
Мише семь исполнится в ноябре. Раньше таких детей в первый класс не брали, а теперь берут. Он и по росту крупный мальчик. Я хотела подать заявление в школу в этом году, а муж говорит, пусть ещё год в садик походит, зачем парню раньше времени голову дурить. Может, действительно, не стоит ребенка детства лишать?
Чтобы ответить на эти вопросы, поставленные родителями, нужно знать не только особенности ребенка, уровень готовности его к обучению. Эти сведения следует соотнести с особенностями социальной ситуации его развития и требованиями, предъявляемыми школьными педагогами к детям нового набора. Поскольку абстрактный разговор здесь невозможен, поговорим о противопоказаниях, наличие которых может помешать успешной учебе ребенка в школе. При их появлении лучше отложить поступление в первый класс на один год, если ребенку еще не исполнилось семи лет.
Прежде всего, назовем социальные противопоказания. Если в семье растет один ребенок, а его воспитанием занимаются одновременно три-пять взрослых, то вовлеченность их в процесс обучения наверняка будет чрезвычайно высокой. Масса родственников станут контролировать успехи малыша в школе. Родители станут требовать от ребенка высокой успеваемости, будут твердить о долге и обязанностях. Каждый постарается помочь, чтобы не было никаких нареканий и отклонений. Каждая помарка и исправление в тетради будут обсуждаться на семейном совете, для шестилетнего ребенка такой психологический прессинг, такая мера ответственности слишком велики.
Программы обучения в школах различной сложности. В случае, если ребёнок попадает в класс гимназический, то к высоким нагрузкам добавится физическая усталость от длительных занятий в школе, а это уже грозит здоровью и психическому развитию шестилетнего малыша. К семи же годам выносливость организма существенно повышается.
В группу психологических противопоказаний также входят два фактора: низкий уровень готовности к обучению (особенно мотивационной) и неблагоприятный психологический климат в семье.
В первом случае ребенок еще не наигрался, у него не появилась тяга к теоретическим знаниям. Погруженность в атмосферу суровой школьной дисциплины и ежедневных учебных занятий будет тяжела для малыша. Время, проведенное детьми в стенах школы, будет восприниматься ими как вычеркнутое из жизни, украденное у беззаботного детства.
Не правы и те родители, что, находясь на грани развода, разъезда с родственниками, переживая не лучшие времена своей жизни, стремятся поскорее отдать детей в школу. Они полагают, что тем самым отвлекут шестилетних сыновей и дочерей от неприятных проблем дома. Подобное решение не меняет ситуацию, а лишь создает дополнительные трудности для маленьких учеников. Процесс учения лишь частично протекает в стенах школы. Семейные проблемы могут помешать детям своевременно выполнять домашние задания. Успеваемость неминуемо снизится, а это станет лишним поводом для домашних раздоров.
Есть и медицинские противопоказания: различные психические и соматические заболевания, недавно перенесенные травмы головного мозга и позвоночника. Как бы хорошо ни был подготовлен малыш к школе, учебный режим потребует от него напряжения умственных и физических сил, что может привести к рецидивам и осложнениям. За год ситуация значительно изменится в лучшую сторону, да и в целом ребенок окрепнет. Эта рекомендация касается и часто болеющих детей. Низкий иммунитет и связанные с этим заболевания, появляющиеся с высокой периодичностью, могут привести к перегрузкам: значительную часть учебной программы ребенок будет вынужден осваивать самостоятельно, без помощи учителя.
Наконец, несколько слов о неадекватных установках взрослых. Многие родители считают, что если их ребенок научился читать и считать, то его пора отдавать в школу. В литературе описаны случаи формирования навыков чтения у детей в возрасте двух с половиной и трех лет. В 1995 году у нас в стране разработана методика под названием «Читать раньше, чем ходить», которая позволяет научить ребенка составлять из кубиков слова и словосочетания уже в возрасте от года до полутора лет. Однако все это не означает, что в столь раннем возрасте дети готовы к систематическому организованному обучению в школе. Умения читать, писать и считать являются лишь проявлениями или признаками умственного развития ребятишек, они не могут быть критерием уровня психофизического развития и тем более готовности их к обучению в школе.
Шестилетками считаются дети, достигшие возраста от пяти с половиной до шести с половиной лет. Их обучение ведется столь же интенсивно, как и обучение семилеток. Отличия касаются лишь методики работы. При этом общее время обучения детей и шестилеток и семилеток одинаковое – четыре года. Родители мальчуганов иногда стремятся пораньше отдать их в школу, чтобы сэкономить время, которое может потребоваться их сыновьям для второй попытки поступления в вуз (техникум) до момента призыва в армию. Сказанное выше объясняет, почему их расчеты не верны.
Детишки же, которые, по расхожему мнению, перегуливают год, то есть идут в первый класс, когда им же исполнилось семь с половиной лет, по наблюдениям педагогов и психологов, лучше адаптируются, чаще занимают среди сверстников лидирующее положение. Этот лишний год не означает, конечно, что ребенок станет отличником, но создает для него определенный «запас прочности», - гарантию стабильности его успехов и базу для дальнейшего развития.
Примечание. На каждого ребёнка старшего дошкольного возраста, посещающего дошкольное образовательное учреждение, где работает педагог-психолог, ведётся что-то типа «Истории развития» (у каждого психолога этот документ может иметь своё название, где зафиксирована динамика развития каждого ребёнка. Для тех родителей, кто сомневается, очень рекомендую обратиться к педагогу-психологу ДОУ с целью принятия правильного, адекватного решения. И естественно обязательно рекомендую посоветоваться с воспитателем группы.