Яна Тирикова-Семенюк
Готовность ребенка к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Характерной особенностью данного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Ведущей деятельностью в данный возрастной период остается сюжетно-ролевая игра: она усложняется, позволяя дошкольникам осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации.
Публикация «Готовность ребенка к школьному обучению» размещена в разделах
В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
Изменения в сознании характеризуются появлением, так называемого внутреннего плана действий - способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане.
Развитие у ребенка представлений о себе создает благоприятные условия для развития рефлексии - способности анализировать свои поступки, переживания, чувства и побуждения.
Ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.
Психологическая готовность к школьному обучению
Под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Физиологическая готовность к школе :
уровень развития основных функциональных систем организма ребенка;
состояние здоровья;
психоневрологический статус.
Интеллектуальная готовность к школе :
- способность к концентрации, переключению и распределению внимания
- достаточный уровень владения речью для понимания учителя
- слуховое восприятие и фонематический слух
- сенсомоторная координация
- пространственная ориентация
- аналитическое мышление, то есть способность
* выделять существенные признаки и обобщать
* сравнивать (видеть сходное и отличное)
* классифицировать объекты
* находить причинно-следственные зависимости
* устанавливать связи между явлениями
* рассуждать и делать выводы
* следить за рассуждениями других
- память (особенно – слухоречевая)
- точная и мелкая моторика
Эмоционально-личностная готовность к школе :
- «внутренняя позиция школьника» : новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее вследствие сплава познавательной потребности и потребности общения со взрослым на новом уровне – в совместной общественно-значимой деятельности
- учебная мотивация
- достаточный уровень развития произвольности
* навыки планирования, самоконтроля и самокоррекции
* умение сознательно подчинять свои действия правилу
* умение ориентироваться на заданную систему требований
* умение внимательно слушать и точно выполнять инструкции взрослого
* умение самостоятельно выполнять задания по образцу
* способность выполнять непривлекательную работу
* критичность
Социальная готовность к школе :
- способность принять и исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения;
- способность взаимодействовать со взрослым (учителем) в новой системе общественных отношений;
- потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп (навыки сотрудничества и кооперации).
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В СЕМЬЕ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ РЕБЕНКА В ШКОЛУ
Поддержка является одним из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между ребенком и родителями. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.
Влияние родителей на становление у детей способов поведения в трудных ситуациях крайне велико.
Можно выделить, по меньшей мере, три аспекта такого влияния:
1. Стиль семейного воспитания, который во многом формирует личность ребенка.
– авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети;
– авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети;
– снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети.
2. Собственное поведение родителей в различных трудных ситуациях, которое ребенок (сознательно или бессознательно) принимает для себя в качестве примера для подражания.
3. Целенаправленное обучение детей конструктивным способам преодоления трудных ситуаций.
Естественное желание всех родителей – уберечь, предостеречь своего ребенка от возможных неприятностей в жизни.
Однако, постоянно контролировать и поправлять каждый его шаг, решать за него его собственные проблемы – дело неэффективное.
Поэтому наиболее разумное, что могут сделать родители – это подготовить своих детей самостоятельно преодолевать трудности жизни.
Поддерживать ребенка – значит, верить в него.
Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности.
Завышенные требования родителей к ребенку сделают невозможным успех и вполне вероятным разочарование.
Типичными для родителей способами поддержки ребенка являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками.
Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.
Подлинная поддержка родителями своего ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей, его положительных сторон.
Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
1) опираться на сильные стороны ребенка;
2) избегать подчеркивания промахов ребенка;
3) показывать, что Вы удовлетворены ребенком;
4) уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку;
5) уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться;
6) проводить больше времени с ребенком;
7) внести юмор во взаимоотношения с ребенком;
8) знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием;
9) уметь взаимодействовать с ребенком;
10) позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно;
11) принимать индивидуальность ребенка;
12) проявлять веру в Вашего ребенка.
Родители часто путают поддержку с похвалой и наградой. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени. Поддержка в отличие от похвалы может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе.
Поддерживать можно посредством:
– отдельных слов («красиво», «здорово»);
– высказываний («Я горжусь тобой», «Это действительно прогресс»);
– прикосновений (потрепать по плечу, обнять его);
– совместных действий, физического участия;
– выражение лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).
Таким образом, от того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, каково его психическое здоровье, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.
Когда ребенок прощается с садиком и стоит на школьном пороге, ему предстоит преодолеть массу эмоциональных сложностей, чтобы гармонично вписаться в новую среду и стать полноправным ее членом. В какой-то степени, становясь уже немножко взрослым, вашему чаду придется преодолеть одну из первых ступенек – кризис 7 лет, чтобы быть готовым учиться в школе. К особенностям кризиса 7 лет можно отнести необходимость преодоления ребенком школьных нагрузок, общение с различного уровня сверстниками, которые тоже переживают похожий период по-своему, а также изменение отношений с родителями.
Вы можете столкнуться с такими признаками кризиса 7 лет:
• нелепым вредным поведением;
• искусственной наигранностью;
• плохой усидчивостью и вертлявостью;
• во время кризиса 7 лет дети начинают паясничать и передразнивать родителей;
• одним из признаков кризиса 7 лет является привлечение к себе внимания с помощью клоунады.