Илона Метельская
Готовность к школе. Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Нет родителей, которые не испытывали бы волнение перед поступлением ребёнка в школу. Школа - это новая ступень в развитии ребёнка и важный экзамен на зрелость для маленького человека. Как определить, готов ребенок к школе или нет? Что подразумевают педагоги под готовностью ребёнка к обучению в школе?
Готовность к школе - это:
физическое и психическое развитие и здоровье ребенка,
уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе,
Публикация «Готовность к школе, Консультация для родителей» размещена в разделах
сформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности.
Физическая готовность:
состояние здоровья. У ребенка накапливается резерв здоровья: снижается частота заболеваний, они протекают сравнительно легко, чаще всего без осложнений. Ребенок активен, хорошо ест и спит. Владеет элементарными навыками здорового образа жизни (соблюдает правила личной гигиены, проявляет разумную осторожность в потенциально опасных ситуациях);
развитие основных двигательных качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества);
развитие мелких групп мышц. Штриховка, раскраска, лепка, работа с мелкими конструкторами, мозаиками и вкладышами прекрасно готовят руку предстоящей трудной работе - формированию навыков письма.
развитие координации движений, статической выносливости. У будущих первоклассников слабая мускулатура, управляющая сохранением определенной позы, поэтому укрепление мышечного корсета поможет избежать нарушений опорно-двигательного аппарата.
Психологическая готовность:
Интеллектуальная готовность (необходимый для освоения учебной программы начальной школы уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность).
Личностная готовность (определенный уровень развития мотивационной сферы в виде системы мотивов поведения).
Специальная готовность:
Достаточно сформированные умения и навыки счета, чтения, письма, которые позволят успешно усваивать программу школьного обучения.
Широко известный специалист в области психологии детского развития К. Н. Поливанова выделила несколько типов будущих первоклассников:
«Дошкольники» – дети, имеющие дошкольный уровень регуляции поведения.
«Почти ученики» – поведение этого типа детей носит черты как «учеников», так и «дошкольников». Автор определяет этих детей как «играющих в школу».
«Ученики» – легко справляются с заданиями, способны слушать и слышать.
«Псевдоученики, школяры» – этих детей отличает «функциональное взаимодействие» со взрослым. Ориентация на правила, действие по инструкции. Эти дети – исполнители.
«Коммуникаторы» – стремятся общаться со взрослым. Нарушена сфера общения со сверстниками.
Портрет успешного первоклассника:
Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности;
Умеет контролировать свои эмоции и поведение;
Готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками;
Желание идти в школу вызвано учебными мотивами.
Нужна ли ребёнку помощь родителей при подготовке к школе? Конечно, ведь каждый нуждается в поддержке близких, тем более в таком ответственном событии. Рассказы о школе, о том, как и чему учат, какими правами и обязанностями обладают школьники, помогают детям настроиться на учебный процесс.
Задача взрослых - создать у ребенка положительный настрой на школу.
Советы родителям будущих первоклассников.
Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца.
Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего.
Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.
Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.
Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
Приучайте ребёнка к самостоятельности.
Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком.
К первому классу должны быть готовы не только дети, но и их родители: быть готовы к тому, что их ребенок меняется, у него появляются новые интересы и новые люди, мнение которых для него важно.
Уровень готовности ребенка к школе можно проверить так:
Хочет ребенок идти в школу?
Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там о многом узнает и будет ему интересно учиться?
Может ли ваш ребенок самостоятельно заниматься каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, работать с конструктором?
Ваш ребенок в присутствии незнакомых чувствует себя свободно, незакомплексованно?
Ваш ребенок умеет составлять по рисунку рассказ, не короче пяти предложений?
Может ли он рассказать наизусть несколько стихотворений?
Умеет изменять существительные по числам?
Ваш ребенок умеет читать по слогам или, что лучше, целыми словами?
Умеет ли он считать до десяти и в обратном порядке?
Может решать простые задачи на вычитание или добавление единицы?
Имеет твердую руку (уверенно держит карандаш и т. д. ?
Любит рисовать и раскрашивать картинки?
Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации?
Может собрать разрезанную фотографию из пяти частей за одну минуту?
Знает названия диких и домашних животных?
Может обобщать понятия (например, назвать одним словом "овощи" - помидоры, морковь, лук?
Может ли ваш ребенок работать самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т. д. ?
Может понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Результат тестирования зависит от количества положительных ответов ("Да") на вопросы теста.
Если их:
15-18 баллов - ребенок вполне готов к школе;
10-14 баллов - ребенок многое уже умеет, и следует обратить внимание на содержание тех вопросов, на которые вы ответили "Нет". Именно они подскажут вам, над чем необходимо поработать.