Елена Сова
Консультация для родителей «Готов ли ваш ребёнок к школе?»
▼ Скачать + Заказать документы
Под «готовностью к школе» понимаются не отдельные знания и умения, но их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Это похоже на набор необходимых продуктов, без которых нельзя приготовить определенного блюда.
Публикация «Консультация для родителей „Готов ли ваш ребёнок к школе?“» размещена в разделах
Составляющие, входящие в набор «школьной готовности» : мотивационная, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно - моторной координации.
Мотивационная готовность, то есть наличие у детей желания учиться. Желание ПОЙТИ в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут. Статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника.
Ребенок стремится в школу, так как он хочет быть взрослым, иметь определенные права на ранец или тетрадки, а также закрепленные за ним обязанности рано вставать, готовить уроки. Для того чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать, игрой или прогулкой, но он знает, что уроки НУЖНО делать. Именно это стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, выполнять правила поведения и иметь права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию школьника», которая является основой готовности к школе.
Должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний.
Стремление в школу и готовность соблюдать школьные обязанности и правила является основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ваш ребенок будет чувствовать себя комфортно. Без такой готовности, как бы хорошо ребенок ни умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение, уход в свои мечты, интерес только к переменкам, где можно играть и беситься вволю.
Интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких – то определенных сформированных знаний или умений (например, чтения), хотя, определенные навыки у ребенка должны быть. Однако главное – это наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи «про себя». Существуют определенные знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры, которые как бы замещают реальные предметы.
Волевая готовность, которая необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь у нас пойдет не столько об умении ребят слушаться, хотя выполнять определенные правила школьного распорядка тоже важно, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.
Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу.
Двигательное развитие часто рассматривается как одна из составляющих физической готовности ребенка к школе, однако для психологической готовности она имеет большое значение. Действительно, мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал так быстро при письме.
У него должно быть сформулировано и умение внимательно рассмотреть предмет, картинку, выделить ее отдельные детали. Эти умения во многом есть уже у 4-5 летних детей. Важны согласованные действия глаза и руки, важно, чтобы пальцы как бы слышали ту информацию, которую им дает глаз. Для зрительно – двигательной координации важно дать ребенку образец, который он должен копировать.
Вообще, любое задание на копирование геометрических фигур, простейших рисунков, схем, букв или цифр очень поможет вам и вашему ребенку в развитии необходимых навыков.
Отношение ребенка к школе, учению, учителю, сверстникам, определяет так называемую «позицию школьника». По мнению известного психолога Л. И. Божович «Школа – это особое место, где учат и учатся, то есть делают важное, необходимое и почтенное дело. Учиться – это не то, что играть. Ты все время узнаешь что- то новое, становишься старше и умнее».
Шесть лет – именно тот возраст, в котором при благоприятных условиях воспитания дошкольника постепенно превращается в школьника.