Калинина
Гостевая логопеда «Дышим правильно, вместе с мамой»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс учителя -логопеда с родителями
тема «Дышим правильно вместе с мамой»
Форма проведения: Мастер-класс
Аудитория: родители воспитанников (детей логопатов)
Количество участников: 9 человек -родители.
Ведущий: учитель-логопед.
Цель: Обучить родителей игровым способам развития речевого дыхания у детей, научить родителей изготовлять дидактические игры для речевого дыхания своими руками.
Задачи:
-повысить компетентность родителей в вопросах развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста,
Темочки:
-сформировать у родителей представления об особенностях развития речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи, о значимости развития речевого дыхания в коррекции речевых нарушений у детей;
-предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания;
-вовлечь родителей в непосредственно- образовательную деятельность группы, через изготовление тренажера для дыхания «Слоник».
Ожидаемые результаты:
-родители компетентны в вопросах развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста,
-у родителей сформированы представления об особенностях развития речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи, о значимости развития речевого дыхания в коррекции речевых нарушений у детей;
-родителям даны практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания;
- родителям разработаны буклеты «Игры для развития речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста»;
- родители получили практический опыт в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения для развития речевого дыхания;
-родители вовлечены в непосредственно- образовательную деятельность группы, через изготовление тренажера для дыхания «Слоник».
Предварительная работа.
-проведение беседы с родителями с целью выяснения их представлений и возможностей по данной теме;
-подбор пособий, игр, методической литературы по теме;
-оформление наглядных материалов и практических рекомендаций для родителей;
- проведение анкетирования на тему «польза проведения «Мастер-класса».
Информационно - техническое обеспечение:
Раздаточный материал для родителей:
-«Практические рекомендации по развитию речевого дыхания удошкольников»,
- «Презентация «Дышим правильно вместе с мамой».
Материалы и оборудование:
Ноутбук, проектор, экран.
Материалы: ножницы, цветная бумага, клей, коктейльная трубочка, карандаши.
Игры и пособия, используемые для развития речевого дыхания у детей: «Забей гол Дракоше», «Кто загонит мяч в ворота», «Самый быстрый карандаш», «Волшебные бабочки», «Горячий чай», «Задуй свечу».
Логика проведения:
1. Приветствие родителей учителем -логопедом.
Упражнение «Комплименты».
Цель: создание положительного эмоционального настроя у родителей, овладение техникой комплимента.
Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.
Например:
- Ирина Олеговна, ты такой отзывчивый человек!
- Да,это так! А еще, я добрая!
-А у тебя Ирина, такие красивые глаза!
Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я и. комплимент возвращается к говорящему.
2. «Немного теории»
-теоретическая часть.
-Сообщение учителя- логопеда о роли развития речевого дыхания, как основа формирования правильной речи у дошкольников.
Цель: сформировать у родителей представления о роли развития
Большинство современных детей не умеют дышать. Вернее, они не умеют
дышать правильно. А ведь правильно дышать для детей крайне важно
для их общего развития, укрепления иммунитета и полноценного
функционирования всех органов и систем организма. Дети дышат слишком
часто и неглубоко, время от времени непроизвольно задерживая вдох или
выдох, что «сбивает» легкие с ритма и ухудшает их вентиляцию. Такое
дыхание называется поверхностным, и дыша таким образом, ребенок не даёт
дыхательной системе возможности хорошо «проветрится». Получается, что
свежий воздух не поступает во все отделы легких, обновляя лишь наружную
их часть. В итоге большая часть легких практически никогда не обновляется
и не избавляется от остатков «поддержанной» атмосферы, которая является
просто идеальной средой для вирусов простуды и всяким аллергенам.
Ка оказалось, медики уже давно разработали специальные компьютерные
программы, созданные для контроля за детским дыханием. Программы носят
название БОС – биологическая обратная связь с организмом. К сожалению,
такими системами оборудованы лишь крупные пульмонологические центры.
Смысл оборудования заключается в следующем. Ребенок садится перед
экраном монитора, на котором он видит луг с цветами или сценку из
мультика про Винни Пуха. Перед ребенком ставится задача – заставить
бабочку сесть на цветок или «уговорить» Винни Пуха принести к своему
дому как можно больше мёда. Выполнить задание удастся лишь в том случае,
если ребенок правильно дышит – медленно, глубоко, ритмично и к тому же
еще соотносит дыхательный цикл с деятельностью сердца. Дети с
удовольствием включаются в задания. Результаты подобной игры
действительно впечатляют. У почти 70% детей-астматиков уже нет
необходимости использовать специальные ингаляторы, и все их показатели
возвращаются к норме. Речевого дыхания в коррекции речевых нарушений у дошкольников.
Развитие правильного речевого дыхания
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Лучшим типом речевого дыхания является: диафрагмально – нижнереберное (при вдохе диафрагма опускается, нижние ребра отходят в стороны, плечи при этом не поднимаются).
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, развивать бесшумный, спокойный вдох без поднятия плеч, а также сформировать сильный плавный ротовой выдох. Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка: двух – трехлетнему малышу выдох обеспечивает произнесение фразы в 2 – 3 слова, ребенку среднего и старшего дошкольного возраста – фразы из 3 – 5 слов. Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху.
Параметры правильного ротового выдоха :
• выдоху предшествует сильный вдох через нос;
• выдох происходит плавно, а не толчками;
• во время выдоха губы складывать трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
• во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;
• выдыхать следует, пока не закончится воздух;
• во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Недостатки детского дыхания можно преодолеть:
1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.
Упражнения предъявляем ребенку только в игровой форме, не забываем, что рядом с нами находятся дошкольники и игра для них на первом месте.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют его и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. Следует иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило : вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох - с сужением ее. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов.
Для работы над речевым дыханием используют следующие упражнения:
1. «Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
2. «Кораблики». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
3. «Футбол». Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».
4. «Волшебные пузырьки». Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
5. «Дудочка». Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
6. «Губная гармошка». Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.
7. «Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.
8. «Свеча». Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
9. Дискуссия с родителями
«Для чего нужно развивать речевое дыхание?»
Цель: обобщить мнения родителей о влиянии развития речевого дыхания на формирование правильной речи ребенка.
«Переходим к практике.» практическая часть.
«Приключения веселого ветерка».
Родители выполняют роль детей, играют с учителем-логопедом в игры на развитие речевого дыхания. Учитель-логопед знакомит родителей тренажером «Слоник» и предлагает вместе5 его изготовить.
Цель: актуализировать знания родителей о значении речевого дыхания в формировании правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи.
10. Рефлексия
«Мое участие в семинаре»
Цель: конкретизировать, уточнить и обобщить знания родителей, полученные в результате проведения семинара - практикума.
- Что увидели? Что услышали? Что почувствовали? Что хотели бы пожелать детскому саду по вопросу дальнейшего сотрудничества детского сада и семьи по теме семинара?
Родителям выдаются:
Буклеты «Игры для развития речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста».