Елена Липатова
Городской фестиваль «Педагогическая весна 2022». Защита проекта «Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Участник фестиваля : воспитатель Липатова Елена Владимировна.
Проект "Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников".
Графомоторный навык это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Темочки:
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
Неправильно сформированный двигательный навык осложняет обучение письму и создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом. Процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий.
Организация работы по подготовке руки к письму должна быть систематической и комплексной. Выстраивание комплексного подхода идет в сочетании с развитием речи, ознакомлению детей с окружающим и предметным миром, использованием нетрадиционных методов изобразительной деятельности, физкультминутками, массажем, пальчиковыми — игровыми упражнениями. В физкультминутках используем нейропсихологические упражнения на развитие концентрации и внимания, координации. Отдельные выполняются в процессе образовательной деятельности: лепке из пластилина, глины или соленого теста, конструировании, рисовании, аппликации согласно планированию.
Успешность формирования графомоторного навыка зависит от систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи. Родители с детьми готовят мини спектакли с использованием пальчикового театра.
Этапы формирования графомоторных навыков.
Первый этап - развитие мелкой и крупной моторики.
Крупную моторику дошкольники развивают на занятиях физической культуры, утренней гимнастики и в процессе образовательной деятельности при проведении физминуток. Упражнения, игры с применением разнообразного спортивного инвентаря (мячей, обручей, кеглей, лент) помогают выработать у дошкольников координацию движений всех звеньев руки, разработать мелкие мышцы руки, учат дозировать усилия. Во время утренней гимнастики используем самомассаж кисти рук с помощью массажных мячей, зубных щеток и пр. Навыки ориентации в пространстве по отношению себя, отрабатываем с музыкальным сопровождением.
Развиваем мелкую моторику рук с помощью специальных упражнений:
Пальчиковая гимнастика
Лепка из пластилина, соленого теста, массы для лепки и т. п.
Вырезание из бумаги фигур различной степени сложности.
Составление бус.
Расстегивание и застегивание пуговиц, кнопок, крючков, игры с прищепками, крупами;
Собирание мозайки и пазлов Конструирование (лего, кубики, модули ит. п.)
Раскрашивание раскрасок.
Специальные игры: палочки «Кюизенера», «Танграмм»;
Второй этап - направлен на формирование у детей пространственных представлений и их речевое обозначение («зрительный диктант», рассматривают готовую композицию орнамента, и воспроизводят по памяти; графические диктанты на планшетах; нарисовать фигурку справа или слева от нарисованной; определение правой и левой сторон предмета ит. д).
Конструирование, раскладывание и выкладывание сериационных рядов.
Разнообразные пальчиковые игры и упражнения.
Штриховка.
Выкладывание букв и цифр из различных предметов.
Различного рода работы с мелкими предметами.
Лепка, аппликация, рисование ит. д.
Этот этап формирует такие навыки как :
Ориентировка в собственном теле и его положение в окружающем пространстве
и Ориентировка в окружающем пространстве, среди находящихся в нем предметов.
Уточнение пространственного расположения тела и окружающих его предметов, а также расположение на плоскости.
Третий этап — развитие графомоторных навыков.
Данный этап включает в себя развитие у детей зрительного гнозиса, выработку навыка четкой координации в системе «глаз -рука». Формирует у детей зрительное узнавание и восприятия предмета, зрительный синтез и анализ, представление о форме, величине, цвете.
Используются упражнения:
рисованием цветных бордюров. Эта работа эффективно формирует и развивает умение соблюдать заданный алгоритм действий, распределять внимание между несколькими условиями, самоконтроль, оперативную память;
контурное изображение предметов;
перечеркивание контурных изображений, наложение контуров один на другой и т. п.
Четвертый этап - формирование и развитие изобразительнографических способностей. Тренировка изолированных движений рук; развитие движений пальцев рук; формирование правильного захвата; обучение правильному способу удержания карандаша.
На данном этапе используются следующие графомоторные упражнения :
-знакомство с рабочими тетрадями, рабочей клеткой и строкой.
-обучение написанию и начертанию горизонтальных, вертикальных и наклонных линий, а также их комбинация.
-рисование различных по сложности орнаментов и узоров, дуг, волнистых линий, овалов, кругов и т. д.
-рисование предметов различной сложности по клеткам.
-ознакомление с графическими символами.
-формирование графического образа букв и цифр (графемы). Для достижения данной цели привлекаются родители:
- индивидуальные консультации («Формирование двигательных навыков у дошкольников», «Играя, развиваем мелкую моторику рук», «Подготовка руки к письму»);
- памятки («Как правильно научить держать ручку», «Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости», «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода», «Как развить мелкую мускулатуру рук», «Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук», «Игровой самомассаж для кистей и пальцев», «Чтобы пальчики писали.»);
- папки-передвижки (наглядный материал);
- родительские собрания.
В результате комплексного подхода и систематической работы по развитию у старших дошкольников крупной и мелкой моторики, достигнуты значительные успехи: укрепилась мускулатура пальцев, развилась ручная умелость, повысилась подвижность суставов и эластичность мышц, подъем мышечных движений, все это способствует формированию успешного освоения навыка письма.