Ирина Кирхиева
«Город счастливой судьбы». Конспект занятия по краеведению в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Город счастливой судьбы»
Задачи:
Образовательные: формирование у детей любви к малой родине, осознание причастности каждого человека к судьбе города, республики.
Развивающие: развитие интереса к познанию окружающего мира и желание сделать его лучше.
Воспитательные: воспитание чувства долга перед Родиной, уважение к символу города, формирование нравственно- патриотических качеств личности.
Оборудование и материалы:
Публикация «„Город счастливой судьбы“, Конспект занятия по краеведению в старшей группе» размещена в разделах
Демонстрационный материал: эмблемы российских городов, фотографии драматического театра, краеведческого музея, музея Я. Гашека.
Раздаточный: тюбетейки, калфаки, ножницы, клей, цветная бумага, трафареты, простые карандаши.
Предварительная работа: игра- путешествие по родному краю, экскурсия по улицам города, беседа о гимне, гербе, флаге республики, экскурсия в краеведческий музей, музей Я. Гашека.
Ход занятия:
В: Ребята, сегодня на занятии по окружающему миру мы узнаем много нового. Послушайте стихотворение и вы поймёте, о чём сегодня пойдёт речь.
Каждому свой город
Мил и дорог,
Только мой- особенно хорош,
Он рабочий, он такой, с которым
На любые подвиги пойдёшь.
Вы догадались о чём мы сегодня будем говорить?
Д: Да, о нашем городе.
В: Сегодня мы совершим путешествие в прошлое нашего города, узнаем много интересного о нём. Кто-то когда-то назвал наш город городом счастливой судьбы. Можно ли так назвать Бугульму? Постараемся найти ответ на этот вопрос. На прошлом занятии мы путешествовали по нашей республике. Вспомним о чём мы говорили.
Д: Мы живём в Республике Татарстан. Столица нашей Республики- Казань. Татарстан- нефтяная Республика.
В: А назовите мне города Татарстана.
Д: Заинск, Лениногорск, Нижнекамск, Набережные Челны, Альметьевск, Бавлы.
В: А как вы думаете, ребята, что такое Родина?
Д: Это место где ты родился.
В: Хорошо, а сейчас я вам прочитаю рассказ и вы скажете, что же такое Родина.
В: Родина там, где ты родился. У одного Родина начинается с лесов, полей и рек, у другого со степей или тайги. Для меня Родина – это мой город, моя семья, друзья. Родина там, где человек чувствует себя как дома. В своём городе я чувствую себя хозяином. Каждый человек должен приносить пользу своей Родине своим трудом, добрыми поступками и делами.
В: Есть такая пословица «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша». С чего же начинается Родина? Я думаю, с любви к родной природе, с друзей, с моего двора. Моя Родина там, где я живу и расту. Так что же такое для вас Родина?
Д: Родина- это наша природа. Родина- это мои друзья, мой детский сад. Родина- это моя улица, мой дом, мой двор.
В: Ребята, место, где родился человек, вырос, называется малой Родиной. Для нас- это наш город- Бугульма. Кто знает почему город носит такое необычное имя?Много легенд сложено об имени нашего города. В переводе с татарского «бегелме- извилина, загиб, изгиб». Именно такой была и речка, на которой поселились крестьяне 300 лет тому назад, за что её так и назвали Бегелме, а затем и город получил своё имя по названию реки. Путешествуя на прошлых занятиях по России, Татарстану мы говорили, что у нашей страны и у Республики есть свой герб. У каждого российского города есть свой герб. Вспомните, что такое герб?
Д: Эмблема.
В:Найдите герб нашего города (перед детьми выставляются эмблемы российских городов).
В: Молодцы. А теперь давайте расскажем о гербе нашего города.
1 ребё нок: В красном поле с голубой оконечностью, где изображена серебряная рыба, покрытая попеременно серебряной и голубой чешуёй, зелёный холми над ним- серебряный купол, завершённый малым шпилем.
2 ребё нок: Голубой цвет- символ чести, благородства. Серебряная волна указывает на извилистую реку Бугульминку.
3 ребё нок: Зелёный цвет является символом природы, сельского хозяйства, здоровья и развития. Ажурный купол здания символизирует историческое наследие нашего города, которое является одним из красивейших исторических городов Татарстана.
4 ребё нок: Серебро- символ чистоты, мира и взаимопонимания. Красный цвет_ символ труда, силы, мужества, красоты и праздника.
В: Ребята, сегодня Бугульма- крупный центр нефтедобывающей промышленности Республики Татарстан. Здесь успешно работают механический и электротехнический заводы, завод «Нефтеавтоматика», кирпичный завод, комбинат строительных конструкций, мебельная и швейная фабрики. В Бугульме находятся научно-исследовательский и проектный институты (ТатНИПИнефть, предприятия нефтяной промышленности, Производственное объединение «Татнефтегеофизика». (Рассказ сопровождается показом слайдов)
В: А где работают ваши родители?
Д: Мой папа работает на БМЗ. На этом заводе делают оборудование для нефтяников. Мой папа работает в Татнефтегеофизике, взрывником. Его партия разведывает месторождения нефти. Моя мама работает на заводе электротехнического оборудования, бухгалтером. На этом заводе ремонтируют и изготавливают электротехническое оборудование для нефтяников. Моя мама работает на комбинате хлебопродуктов, лаборантом. На комбинате обрабатывают пшеницу и делают из неё муку. Бугульминская мука пользуется спросом не только в Татарстане, но и в соседних областях.
В: Ребята, Бугульма – не только промышленные город. Богата и разнообразна культурная жизнь Бугульмы. В нашем городе есть драматический театр, краеведческий музей, где хранятся документы, предметы быта давних лет, исторические экспонаты. В Бугульме находятся единственный в России музей Я. Гашека. (рассказ сопровождает показом иллюстраций).
В: На щедрой бугульминской земле в дружбе и согласии живут люди разных национальностей. Люди каких национальностей живут в нашем городе?
Д: Татары и русские, мордва, башкиры, чуваши.
В: Правильно. Все они вместе работают и отмечают праздники. Какой татарский национальный праздник отмечают в начале лета?
Д: Сабантуй.
В: Праздник Сабантуя любим всеми Бугульминцами. На Этом празднике много людей в татрских костюмах. И сегодня мы с вами тоже украсим головные уборы национальным орнаментом. (детям раздают готовые тюбетейки, калфаки, вырезанные из картона; под весёлую татарскую музыку выполняется аппликация).
В: Молодцы ребята, все постарались. Мы сделаем выставку и покажем работы нашим родителям. Ребята, можно ли назвать наш город городом счастливой судьбы? Почему?
В: Я тоже думаю, что счастлив тот, кто честно и терпеливо делает своё делает дело, учит, стоит у станка, добывает нефть, печёт хлеб, украшает город цветами детей, чтобы они жили счастливо в своём родном городе.