Янчевская Мария Валентиновна
Голый король или история одного хорошего мальчика
▼ Скачать + Заказать документы
Многие из нас в работе сталкиваются с проявлениями некого «детского эксгибиционизма». Ну бывают моменты, когда предъявляют дети все свои МЕСТА (к месту и не к месту! А что делать нам в такие моменты?
Ну, во-первых, давайте договоримся, что речь у нас идёт об обычном НОРМАЛЬНОМ ребенке. Т. к. те же самые проявления у особых детей имеют совершенно иную природу, а значит и следствия…
Во-вторых, давайте зададимся вопросом – для чего они это делают?
Публикация «Голый король или история одного хорошего мальчика» размещена в разделах
Наверное, большинство случаев «спускания штанов» - это первые шаги на пути полового самоопределения детей. Мальчики и девочки в общеобразовательных целях знакомятся с анатомией противоположного пола. Чаще всего это происходит вдали от посторонних глаз, в укромном уголке, без привлечения свидетелей. Относиться к этому можно по-разному: всё зависит от Ваших личных убеждений, религиозных взглядов и отношения к вопросу о половом развитии в семье конкретного ребенка и т. д. Однако каким бы ни был вердикт, в этой ситуации ругать детей за искреннее чувство доверия и привязанности друг к другу (а без него тут не обошлось) точно не стоит.
На мой взгляд, ничего криминального в подобных случаях нет. Это естественное любопытство, физиология и влияние окружающего мира (основная масса информации, воздействующей на нас из вне имеет сексуальную отнесенность).
Поэтому застав детей в подобной ситуации можно:
провести разъяснительную беседу о ценности «интимной тайны»
объяснить последствия нарушения гигиены в таких случаях
предложить ответить на все интересующие их вопросы
помочь сформулировать «вопросы к родителям», чтобы в спорных случаях снять с себя ответственность
договориться совместно подобрать и рассмотреть материалы по «заданной теме»
Скорее всего повторения «ознакомительных с телом экскурсий» не последует. Обычно детям достаточно знания, что у представителей противоположного пола ЧТО-ТО НЕ ТАК, а что именно – вопрос второстепенный. На том всё и успокаивается.
Реже случаются ситуации, когда ребёнок знает, что снимать штаны «не хорошо», но всё рано их снимает, то есть сознательно нарушает общепринятые правила поведения… Зачем?
Частными можно считать случаи «НАЗЛО», «НАСПОР», «НАСЛАБО» - там скорее надо работать с задирой-обидчиком, чем с безвольной жертвой обстоятельств, которая пошла на поводу у манипулятора. Но в большинстве ситуаций совершенно очевиден ответ – «СПЕЦИАЛЬНО, ЧТОБЫ ПРИВЛЕЧЬ К СЕБЕ ВНИМАНИЕ». Вообще, большая часть того, что вытворяют наши дети «СПЕЦИАЛЬНО», делается исключительно ради внимания: нашего и не нашего, сверстников и взрослых, знакомых и незнакомых людей.
Реакция «публики» на прилюдное обнажение бывает разной – от смеха до ругательных замечаний. Но БЫВАЕТ всегда. Поэтому ребенку, остро жаждущему внимания коллектива, проще нарушить негласный запрет на раздевание в общественном месте и снять штаны перед друзьями, чем объяснить нам эту самую потребность во всеобщем признании!
Не надо быть Фрейдом, чтобы понять, что от нашей с Вами реакции зависят многие вещи в будущем (осознанном) пользовании этим самым, так сказать, предметом демонстрации. Необдуманными словами и действиями можно вогнать ребенка в комплексы, связанные с половым развитием, и даже подарить миру очередного сексуального маньяка.
Но тогда что делать нам воспитателям ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, когда ОН стоит посреди группы со спущенными штанами, а остальные дети стыдливо хихикают каждый в своём уголке?
РУГАТЬ? Естественно НЕТ! Наша бурная реакция – это дополнительное внимание аудитории, а значит достижение двойного эффекта!
НЕ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЯ? В этом случае «выступающий» потеряет лишь одного зрителя – Вас, но группа-то будет продолжать веселиться. Да и потом, на родительском «суде» Вы пойдёте как сообщник, не прекративший этого безобразия.
ПРИНИМАТЬ МЕРЫ. Но какие? Включите фантазию! Доведите ситуацию до абсурда! Играйте! Буффонада вообще лучший прием в работе с детьми!
Нет, конечно, никто не отменял разъяснительных работ с группой, ведь убрав реакцию, мы снимем и причину. Но беседа – это лишь один из способов!
Объясню на примере из личного опыта.
Был у меня в группе некий К. (Король! Настоящий голый король). Товарищ шкодливый, непослушный, но настолько обаятельный и жаждущий жизни! Душа компании! Он никогда не упускал возможности попытаться «взять руль в свои руки» - всё время держал персонал в тонусе! Наш самый щедрый спонсор поводов для размышлений!
Итак, переведясь к нам в группу, этот самый К. всеми мыслимыми и немыслимыми способами завоёвывал место предводителя. А поскольку таким «интересным» в коллективе он был не один, давалось это нелегко.
И вот понял он, что тихий час – как свободный прайм тайм на телевидении! Народ суетится, готовясь ко сну, приглушенные тона… и тут наш герой влезает на кровать и с радостным возгласом: «Смотрите!» спускает штаны! Всеобщий хохот мальчишек, стыдливое переглядывание девчонок, изумлённое лицо воспитателя… В общем, эффект достигнут! И вроде пора мне вступать, а я молчу. Народ хихикает, а спокойно задергиваю шторы, выбираю книгу… Делаю вид, что ничего не происходит. Спустя всего пару минут смех стихает, и я завожу спокойный разговор с группой:
- Честно, не понимаю, что тут смешного? Очень нужный орган. Кто знает, для чего он необходим человеку?
Публика объясняет мне, что ЭТИМ какают или писают. Дальше момент превосходства старшего:
- А кто знает, почему человеку так необходимо ходить в туалет (справлять нужду?
И далее недолгий примитивный рассказ о физиологии человека, циркуляции веществ в организме и т. д. Несколько умных слов вроде «пищеварения», «кишечника» и Вы уже авторитет в ЭТИХ делах! Далее логичный вопрос:
-А у кого такого нет?
Естественно ребята нехотя признаются во «владении подобным». И здесь может всплыть тема о разности полов. Её можно умело свернуть до констатации фактов о том, что природой так было задумано неспроста: девочки-то в древние времена только и делали, что занимались домашним хозяйством… и времени на посещение туалета у них было предостаточно… А мужчины большую часть времени охотились – здесь была важна скорость для сохранения собственной жизни (присел бы он в кустах по-маленькому… а тут медведь) Природа всё за нас продумала и вот:
- Так что, смешно бы было, если бы ЭТОГО не было. А так, всё на месте, мы убедились, и смеяться глупо! Только вот что это вдруг всё «напоказ»? Ведь мы всё друг про друга знаем, и в трусах видели… а вот ЭТОГО нет…Это был единственный твой секрет, а теперь ничего загадочного в тебе, к сожалению, не останется…ОБИДНО… Так что лучше прячь, да ложись.
С первого раза эффект не гарантирован, но после этого мало кому ещё захочется раскрывать товарищам свою «последнюю тайну». А при повторении инцидента роль Мудрого можно переложить на кого-нибудь из детей (например, на того, кто не засмеялся, тогда алгоритм успешности «бесштанной команды» будет нарушен, ведь слушать станут именно того, кто не отреагировал!
Но в моём случае не сработало и это.
На третий-четвёртый раз дети уже не смеялись, некоторые не обращали внимания, а очаровательная девочка С. даже сделала язвительное замечание: «Опять? Надоел уже, что мы там не видели…» Но наш герой настойчиво продолжал демонстрацию собственных достоинств просто потому, что отступление значило бы поражение. Пришлось сменить тактику.
Раз ребенок не принимает Вашу сторону – примите Вы его!
- Нравится тебе показывать? Показывай, но как-то красиво это сделай что ли. Так уже никому не интересно. А ты нарисуй афишу, сделай билетики… пригласи всех…
После тихого часа наш герой усердно рисовал афишу. Пытался привлечь меня на помощь, но у меня нашлись причины отказать ему:
- Я таких афиш никогда не видела и не знаю как и что писать… Так что сам! Правда, раз уж обещала помочь, я нарезала стопку билетиков, но оформлять их товарищу К. пришлось самостоятельно!
Надо ли говорить, что ничего из этой затеи так и не вышло. То ли воспитание, то ли природная скромность, то ли нежелание тратить своё свободное время на глупости… так и не позволили никому согласиться еще раз смотреть на ЭТО. Мальчишка был расстроен.
Так МЫ отмучались два раза. Рисовали афиши, делали билеты, готовили зал для выступления… а зрителей так и не нашлось. И после двух старательных подготовок впустую «гастроли» было решено прекратить!
А чтобы отмести всё прочие попытки нарушить покой группы во время послеобеденного отдыха, я предложила нашему герою выступать ДО, а не ВО ВРЕМЯ тихого часа - рассказывать детям истории перед сном.
Для этого К. пришлось научиться быстрее всех переодеваться, что стало дополнительной причиной похвалы, и удвоило его чувство собственного превосходства. Всё оставшееся время, пока группа готовится ко сну, внимание ребят принадлежало одному ему - таким богатством не мог похвастать никто из соперников!
Рассказывать истории оказалось не так просто, как спускать штаны. Поэтому для храбрости себе в помощь К. призвал плюшевого Мистера Лося (игрушку – перчатку из театрального уголка, ведь с куклой-заместителем гораздо легче делить все победы и поражения: успехи – себе, неудачи – кукле! Сказки Мистера Лося были самыми разными – от интерпретированного Колобка, до невероятных историй про космические войны, но все их ребята слушали с огромным удовольствием! А автор, получив порцию должного внимания группы и разумного стресса от публичного выступления, засыпал… теперь всегда в штанах!