Ольга Мамий
Голосо-речевая нагрузка воспитателей.
▼ Скачать + Заказать документы
Голосо-речевая нагрузка воспитателей ДОУ.
Успех воспитательно-образовательного процесса во многом зависит от эмоционального контакта педагога с воспитанниками. С первых деней малыши должны чувствовать поддержку и понимание со стороны воспитателя, уверенность в своей защищенности и расположение со стороны педагога.
Главные рабочие инструменты воспитателя – речь и голос, именно с их помощью происходит коммуникативное воздействие между педагогом и воспитанником.
Публикация «Голосо-речевая нагрузка воспитателей,» размещена в разделах
Эмоциональная, грамотная, выразительная речь воспитателя дают основу формированию положительного микроклимата в группе и дает основу правильному коммуникативному развитию дошкольников, а крикливый, визгливый, или монотонный невыразительный голос оказывает неблагоприятное воздействие на эмоциональную атмосферу группы и образовательного процесса.
В работе каждого дошкольного учреждения предусмотрен режим где, рационально распределяется время для активной деятельности и отдыха детей. Данный режим определяет и интенсивность голосо-речевой нагрузки педагога в течении дня.
Рабочий день воспитателя начинается со встречи малышей. На этом этапе перед педагогом стоят важные задачи: формирование у детей положительного настроя на дальнейшее взаимодействие в группе с педагогами и воспитанниками, а так же общение с родителями малышей, и внушение им спокойствия за своих чад и позитивное отношение к детскому саду. Благозвучная, грамотная, спокойная, поставленная речь воспитателя является залогом формирования доброжелательной обстановки в группе на весь день.
В дальнейшем в течение дня следуют приемы пищи, непрерывная образовательная деятельность, прогулки, сон и другие режимные моменты. Каждый из них требует от воспитателя особой голосо-речевой нагрузки. Так, например, проведение гимнастики требует четкой координации речи с движением. Во время приема пище воспитателю необходимо варьировать силой и интенсивностью своего голоса. Приходится использовать шепот, для индивидуального обращение, более громкую речь – чтоб напомнить детям о правилах поведения за столом, благозвучную – для разъяснения меню и его пользе.
Грамотное использование разнообразных приемом во время организации непрерывной образовательной деятельности, делает ее интересной и насыщенной, а эмоциональная окраска голоса воспитателя, доброжелательность, уверенность, помогает преподносить материал доступней и увлекательней. Педагогу приходится «переоблачаться» в различных героев, меняя тембр и интонацию голоса, использовать жесты, мимику и другие невербальные средства общения, чтобы добиться эмоционально-положительной атмосферы в группе. Похвала и порицание также требуют от воспитателя необходимых голосо-речевых навыков, ведь важны не только слова, но и интонация, мелодичность голоса, с которыми они сказаны.
В организации прогулки проводятся подвижные и сюжетно-ролевые игры, используются кричалки, потешки, загадки, заклички. Воспитатель нацеливает детей на наблюдения за сезонными изменениями, за животными и птицами, за трудом взрослых. Здесь голосовая нагрузка увеличивается тем, что работа проводится на свежем воздухе. Воспитателю необходимо следить за голосо-речевой деятельностью своей и детей.
Часто во время вечерней прогулки детей начинают забирать родители, и воспитатель должен провести необходимую беседу, передать нужную информацию, дать консультацию и напутствующие слова, одновременно руководя деятельностью остальных детей, что создает дополнительную нагрузку на голос. Таким образом, прогулка – время наибольшей нагрузки на голосовой аппарат воспитателя, т. к. работа проводится на улице, сочитает речь и движения, а психоэмоциональное напряжение увеличивается за счет большей свободы детей.
Подготовка и проведение различных праздников и развлечений также требуют особой голосо-речевой нагрузки. Воспитателю необходимо разучивать с детьми стихи и песни, научить их передавать в стихах нужную интонацию и выразительность, предотвратить осиплость, монотонность, нечеткость речи. Формирование у дошкольников культуры речи – одна из важнейших задач, и решение ее основывается на личном примере педагога, следовательно, неправильное речеведение недопустимо.
Работа воспитателя, предполагает постоянное речевое общение с детьми, и если педагог недостаточно владеет голосом, то к концу дня голос может срываться, становиться хриплым, тихим, грубым, а без мелодичности в голосе воспитатель теряет главный инструмент воздействия на эмоциональный климат группы.