Анна Кругликова
Общение с детьми и речевая агрессия
▼ Скачать + Заказать документы
Общение с взрослым выступает в качестве одного из основных условий психического развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, становления ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через общение с другими людьми. Доказано, что и возникновение речи у детей обеспечиваются эмоциональным контактом с взрослым на первом году жизни, совместной деятельностью ребёнка и взрослого, насыщенностью слышимой речи и «голосовым» взаимодействием ребёнка с взрослым.
Публикация «Общение с детьми и речевая агрессия» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Установлено, что наибольшую значимость для развития ребенка имеет взаимодействие с матерью. Исследователи, занимающиеся проблемами материнства, выделили характерные особенности материнского общения и механизмы его влияния на эмоциональное развитие ребенка, его познавательную и речевую активность. Истоки воспитательных воздействий лежат в плоскости начального диалога матери и ребенка, который вначале инициируется монологом матери, обращенным к ребенку, а его предпосылками выступают реакции ребенка (крик, вокализации, позднее – гуление, лепет, обусловленные сначала биологическими, а позднее социальными потребностями. Следовательно, воспитание ребенка изначально предусматривается как процесс диалогический. Однако на практике мы видим, как быстро по мере роста и развития ребенка воспитание перерастает в процесс монологический, не всегда являющийся психологически безопасным.
Многие психологи подчеркивают, что главный смысл воспитания в диалоге с ребенком, а суть диалога – во взаимопонимании детей и родителей, совместном устремлении к общим целям, совместном видении ситуаций, общности совместных действий в интересах семьи.
Наблюдения показывают, что традиционно многие родители понимают воспитание как монолог. Право на собственное мнение, на правильное действие, на голос – прерогатива воспитывающего (родителя, педагога). В ситуациях воспитания вместо разумных аргументов воспитывающий взрослый прибегает к ссылкам на свой авторитет и опыт и, как правило, к «силовым», репрессивных методам (наказаниям). Монологичное воспитание безуспешно в выстраивании индивидуальной траектории развития каждого ребенка, сообразно его возможностям и психологическим особенностям.
Исходя из многолетних наблюдений за детско-родительскими отношениями, из анализа консультативной практики, мы отмечаем, что современное воспитание детей не отвечает требованиям психологической безопасности. Особенно это касается участившихся случаев речевой агрессии.
Речевая агрессия – это грубое, оскорбительное, неуважительное обращение родителя по отношению к ребенку. Оно воплощается в негативных речевых высказываниях : оскорблениях и угрозах, грубых требованиях и отказах, обвинениях и насмешках. Впоследствии привычка к речевой агрессии формирует устойчивое агрессивное речевое поведение не только у родителей, но и у детей.
На сегодняшний день многих родителей, педагогов и психологов, волнует нарастание детской агрессии не только у подростков и младших школьников, но и у детей дошкольного возраста. Тревожат примеры не только физической (кусается, толкает, бьет, задевает, но и речевой агрессии. На наш взгляд, причины этого заключаются в том, что родители перед совсем еще маленькими детьми демонстрируют образцы речевой агрессии как по отношению к близким, так и по отношению к ним самим. Приведем примеры речевой агрессии родителей по отношению к детям раннего и дошкольного возраста (записано в детском саду) :
— Сколько можно повторять!
— Как ты меня достал!
— Закрой рот, ***, мама говорит!
— Ты что тупой (дурак, идиот, дебил, ***,. ?
— Это ты нарисовал? Как курица лапой? Я и то лучше могу!
— Считаю до трех!
— Живо иди сюда, ***, а то уши надеру!
— Попробуй только это сделать, поставлю в угол!
Все это высказывается детям часто, громко, угрожающе, в грубом тоне с характерной мимикой и жестами, иногда заканчивающимися физическим агрессивным действием. Налицо неумение взрослого управлять не только поведением детей в определенной ситуации, но и собственным поведением. Использование речевой агрессии не приводит к достижению воспитательных целей, а фактически обучает детей деструктивным речевым стратегиям в общении. Все это мы видим потом в поведении ребенка в кругу сверстников.
Родителям необходимо понять, что речевая агрессия имеет далеко идущие, опасные и подчас разрушительные для психики последствия. Во-первых, негативная речевая среда замедляет (искажает) полноценное психологическое и речевое развитие, а также развитие продуктивного речевого общения. У детей занижается самооценка, формируется неуверенность в себе, усиливается тревожность как ситуативная, так и личностная, появляются страхи, которые потом распространяются на общение с взрослыми вообще.
Во-вторых, невольно родители по принципу бумеранга провоцируют ответную грубость и агрессию детей, демонстрируя им для подражания негативную модель речевого поведения. По медицинской статистике до 30% от всех детских неврозов имеют причиной негативное воспитание родителей, в основе которого – запугивание наказанием и устрашение.
Таким образом, речевая агрессия родителей создает угрозу психологической безопасности детей и, как следствие, нарушает их гармоничное развитие. Особую опасность создает речевая агрессия для создания полноценной речевой среды как основы правильного речевого и личностного развития.