Александра Айплатова
Годовой план работы учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» города Кирсанова
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ
детский сад «Улыбка»
___Е. Т. Таранникова
«___» ___ 2013 г.
Годовой план работы
учителя-логопеда Айплатовой А. В.
на 2013 - 2014 учебный год
Цель:
Развитие у детей правильной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи.
Задачи:
подготовить органы артикуляции к восприятию и воспроизведению звуков;
развивать пальчиковую моторику
Публикация «Годовой план работы учителя-логопеда» размещена в разделах
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
формировать правильную речь через её сочетание с различными каналами коммуникации;
расширить словарный запас, представления ребёнка об окружающем мире;
улучшить дикцию, интонационную выразительность речи;
N п/п Направление деятельности и формы работы Цель проведения Сроки проведения Отметка о выполнении
I. Диагностико-проектная деятельность
1. Обследование устной речи детей. Заполнение речевых карт 02.09.13 –
13.09.13
2. Знакомство с данными медицинского обследования, сбор анамнеза. Уточнение этиологии характера речевых нарушений. 02.09.13 –
13.09.13
3. Подготовка документации и представление воспитанников с нарушением речи на ОПМПК. Заполнение протоколов обследования речи По плану ОПМПК
4. Комплектование логопедических групп по характеру речевого нарушения. Заполнение речевых карт, составление перспективных планов работы с каждой группой. 02.09.13 –
13.09.13
5. Наметить логопатов, характер нарушений которых требует индивидуального логопедического воздействия. Составление индивидуальных планов. 02.09.13 –
13.09.13
6. Непосредственную коррекционную работу начать по окончанию оформления необходимой документации. Оформление документации. 16.09.13
7. Динамика речевого развития детей в течение учебного года. Отслеживание речевого продвижения детей. Сентябрь
Январь
Апрель
II. Коррекционно-развивающая деятельность
1. Проведение индивидуальных и групповых логопедических занятий Коррекция речевых нарушений. В течение года по расписанию
2. Проведение занятий с группой ОНР Коррекция речевых нарушений. 3 раза в неделю по расписанию
3. Проведение занятий с группой ФФН Коррекция речевых нарушений. 2-3 раза в неделю по расписанию
. Коррекция речевых нарушений.
ФН (фонетическая недостаточность) :
1. Подготовительный период: Подготовка органов артикуляции к постановке звуков. Сентябрь-октябрь
• дыхательная гимнастика
• артикуляционная и пальчиковая гимнастика
• игры на развитие фонематического восприятия, речевого слуха, общей и мелкой моторики и другие
2. Постановка нарушенных звуков: Формирование правильного произношения. ноябрь-март
• по подражанию
• механическим путем (зонды, шпатели)
• обходным путем (Т+С=Ц)
• смешанным способом
3. Автоматизация поставленных звуков: Закрепление правильного произношения. По мере постановки звуков
• в слогах: прямых, обратных, открытых, закрытых, со стечением согласных
• в словах: в начале, середине, конце слова
• во фразовой речи и словосочетаниях
• в связной и живой речи
5. Введение поставленного, автоматизированного и дифференцированного звука в повседневную живую речь. Научить ребенка пользоваться поставленным звуком март-май
ФФН (фонетико-фонематическая недостаточность) :
1. Подготовительный период: Подготовить речеслуховой и речедвигательный аппарат к постановке нарушенных звуков.
сентябрь- октябрь
2.
Постановка звуков из разных фонетических групп (по плану коррекции). Формирование правильного произношения. Ноябрь- март
• по подражанию
• механическим путем (зонды, шпатели)
• обходным путем (Т+С=Ц)
• смешанным способом
3. Автоматизация поставленных звуков: Различение нового звука среди других звуков. После постановки звуков
• в слогах
• в словах
• во фразовой речи и словосочетаниях
• в связной и живой речи
4. Закрепление поставленного звука в самостоятельной речи. Развитие звуко-буквенного анализа. После постановки звуков
• анализ отдельных слогов (прямых, обратных, открытых, закрытых, со стечением согласных)
• уточнение артикуляции гласных и выделение их из различных сочетаний
• слоговой графический анализ слов
• определение в слове слога с изучаемым звуком, определение порядкового места звука
• уточнение связи между звуком и буквой, синтез слогов, слов на основе анализа
• анализ предложений
5. Дифференциация ранее отработанных звуков с близкими к ним. Предупреждение дислексии и дисграфии. Март- май
• выделение звуков из потока речи
• сравнение артикуляций
• развитие способности различать сравниваемые звуки на слух
• введение отдифференцированных звуков в живую разговорную речь
ОНР (общее недоразвитие речи) :
1. Работа над фразой (на уровне простого распространенного предложения) и преодоление аграмматизмов: Формирование операций лексико-грамматического анализа предложения. В течение года
2. Обогащение и расширение пассивного и активного словаря. Развитие связной речи. В течение года
3. Формирование фонематических процессов
«В мире звуков» - звуки природы, погоды, улицы, и т. п.
Сценки- звукоподражания Развитие фонематических процессов. В течение года
4. Правильное произношение слов с различной слоговой структурой. Развитие навыка звуко-буквенного анализа слов различной слоговой структуры. В течение года
5. Артикуляторная и пальцевая гимнастика с элементами кинезиотерапии. Развитие артикуляторной и пальцевой моторики. В течение года
6. Занимательный материал: стихи, потешки, загадки, веселые физминутки, элементы пескотерапии. Развитие базовой основы речи. После постановки звуков
7. Дифференциация звуков по основным признакам: Предупреждение дислексии и дисграфии. После постановки звуков
• С-Сь; С-З; С-Ц
• Ш-Ж; С-Ш; З-Ж
• Ч-Ть; Ч-Ш; Ц-Ч; Ч-Щ
• Л-Ль; Р-Рь; Р-Л
8. Овладение различными типами словосочетаний и предложений: Развитие связной речи. В течение года
• однословные предложения
• двусоставные предложения
• предложения из нескольких слов
• сложные предложения
9. Расширение объема предложения:
• распространенное простое предложение
• предложения с однородными членами
• сложносочиненные и сложноподчиненные предложения
10. Повествовательная форма речи:
• рассказ по серии сюжетных картинок
• разучивание стихотворений
• пересказ текстов
11. Временные и пространственные представления. Развитие психологической базы речи. В течение года
Работа с родителями
Активное включение родителей в совместную коррекционную работу
1.
Участие в родительских собраниях
ознакомление родителей с результатами речевой диагностики
По плану воспитателей
2. Консультирование родителей по результатам речевого продвижения детей. Ведение тетрадей для домашних заданий и альбомов Н. Э. Теремковой «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР»
Обеспечение индивидуального подхода к ребенку с учетом выявленных особенностей его речевого развития. Еженедельно по пятницам
3. Мероприятия по пропаганде логопедических знаний среди родителей (беседы, консультации, выступления на родительских собраниях, на консилиумах) :
Анкетирование «Что вы можете сказать о речи вашего ребенка?»
Родительское собрание Организационное: (старшая, подготовительная группы)
Практикум для родителей:
Ведение тетрадей для домашних заданий и альбомов Н. Э. Теремковой «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР»
Индивидуальные консультации:
«Причины речевых нарушений»
Уголок логопеда:
1)«Организация работы логопункта»
2) «Как устроен речевой аппарат»
Семинар-практикум: «Подготовка органов артикуляции к постановке звуков»
Посещение родителями, подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий
Уголок логопеда:
«Комплексы упражнений для развития органов артикуляции»
«Правила выполнения артикуляционных упражнений»
Тематическая выставка книг: «Артикуляционная гимнастика
Индивидуальные консультации:
«Ознакомление с пальчиковой гимнастикой»
Посещение родителями групповых, подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий
Уголок логопеда:
1.«Советы логопеда»
2.«Мир под рукой /пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев/»
Тематическая выставка книг: «Пальчиковые игры»
Индивидуальные консультации:
«О правильном речевом дыхании»
Посещение родителями групповых, подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий
Родительское собрание: «Наши достижения»
Уголок логопеда:
«Советы родителям по работе над правильным речевым дыханием»
Индивидуальные консультации:
«Фонематический слух – основа правильной речи»
Посещение родителями подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий. Индивидуальные беседы о необходимости ежедневных занятий с ребенком по заданиям и рекомендациям учителя- логопеда
Уголок логопеда: «Игры для развития слухового внимания»
Индивидуальные консультации: «Мимические упражнения» (советы родителям)
Посещение родителями подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий
Уголок логопеда:
«Советы родителям по проведению мимических упражнений с детьми»
Индивидуальные консультации:
«Правильная речь – одно из условий успешного обучения в школе»
Посещение родителями подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий
Отчетное родительское собрание «Итоги коррекционной работы»
Ознакомление родителей с актуальными проблемами коррекционного воспитания и развития ребенка.
Внедрение новых форм совместной коррекционной работы с родителями
Совершенствование навыков правильной речи
сентябрь
октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Взаимодействие со специалистами ОУ:
Медицинским работником
Воспитателями
Музыкальным руководителем
Уточнение этиологии нарушения речи
Соблюдение единого речевого режима
Развитие чувства ритма и темпа речи
Систематически
в течение года
III. Методическая работа. Повышение профессиональной компетентности
1.
Участие в работе методического объединения воспитателей детских учреждений Повышение профессиональной компетентности, обмен опытом По плану проведения
2. Участие в работе педагогического совета Повышение профессиональной компетентности, обмен опытом По плану проведения
3. Участие в областных семинарах, конференциях, конкурсах обмен опытом По приглашению
4. Работа с научной и публицистической литературой. Повышение профессиональной компетентности. Систематически
5. Проведение наблюдений за динамикой речевых нарушений на логопедических занятиях, за влиянием определенных методов на речевое развитие и коррекцию речи ребенка. Выбор наиболее эффективных путей обучения и восстановления устной речи детей. Систематически
6. Планирование коррекционной работы на год. сентябрь
8. Заполнение речевых карт. 02.09.13. – 13.09.13
9. Заполнение журнала протоколов учета детей с нарушениями речи. Систематически
10. Заполнение журнала учета посещаемости. Ежедневно в течение года
11. Составление планов-конспектов занятий. Ежедневно в течение года
12. Составление отчета о работе за год. 30.05.14
IV. Работа по улучшению оснащенности логопедического кабинета
1. Изготовление и приобретение методических пособий. Повышение эффективности коррекционной работы. Систематически
2. Приобретение методической литературы. Систематически