Гурома Виктория Алексеевна
Глоссарий к образовательному модулю по познавательному развитию «Приобщение к культурному наследию жителей Прибайкалья»
▼ Скачать + Заказать документы
Глоссарий
Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка.
Познавательный интерес – это стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности и желании понять их сущность, найти между ними связи и отношения.
Публикация «Глоссарий к образовательному модулю по познавательному развитию „Приобщение к культурному наследию жителей Прибайкалья“» размещена в разделах
Исследовательские действия – реальные действия ребенка, направленные на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для решения познавательных задач, стоящих перед ребенком (Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко).
С точки зрения Г. И. Щукиной, познавательный интерес — это "избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями"
Познавательный интерес - как «эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности» или как «эмоционально познавательное отношение человека к интеллектуальной деятельности, возникающее из эмоционально-познавательного переживания и переходящее при благоприятных условиях в направленность личности, отношение, выражающееся в стремлении к всестороннему, глубокому изучению предметов и явлений, познанию их свойств». (Н. Г. Морозова).
Познавательный интерес — это "избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями". (Г. И. Щукина)
Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации. Необходимым элементом модульного обучения обычно выступает рейтинговая система оценки знаний, предполагающая балльную оценку успеваемости обучающихся по результатам изучения каждого модуля.
Модульная или блочная система обучения — это кардинально иной подход, при котором в рамках блока или модуля изучается 2-3 взаимосвязанных предмета. Считается, что это позволяет изучить предметы более полно и качественно.
Модуль — это логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений учащихся. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения, которыми должен овладеть обучаемый.
Модульное обучение – это такая педагогическая технология, при которой учащиеся работают с учебной программой, составленной из модулей. Модульное обучение обеспечивает индивидуализацию процесса обучения, активизацию познавательной деятельности, условия для творческого развития и самовыражения личности.
«систематизация» и «система знаний»
Под систематизацией принято понимать объединение предметов или знаний о них путём установления существенных связей; установление порядка между частями целого на основе определенных закономерностей, принципов или правил. Систематизация знаний о предметах и явлениях действительности возможна в силу существования связи между предметами и явлениями в самой действительности. Она есть отображение объективной зависимости, связывающей в одно целое как предметы различных областей действительности, так и мир в целом (статья Саморуковой П. Г. «Систематизация знаний детей о природе»)
Экологическое образование – целенаправленный, непрерывный и комплексный процесс обучения и воспитания граждан с целью формирования у них экологической культуры взаимодействия в системе «человек – общество – природа».
Системное знание - антитеза элементно-суммативной совокупности знаний; взаимосвязанная в целостность совокупность предметного знания, обладающего определенной структурой. Целостность образуют дифференциальные знания, организованные в структуру методологической установкой системного подхода.
Системный подход – это подход, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении.
Научное знание — система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание является основой научной картины мира, поскольку описывает законы его развития.
Познавательно-исследовательская деятельность – это активность, направленная на постижение устройства объектов и явлений окружающего мира, связей между ними, их упорядочивание и систематизацию.
Единство образовательного пространства — обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования.
Индивидуализация образования — построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, является субъектом образования.
Качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»).
Личностно-ориентированное взаимодействие — это такая форма общения, которая предполагает осознанную ориентацию педагога на развитие личности ребенка, поддержку ее индивидуальности, уникальности, неповторимости, самостоятельного творческого поиска и самореализации.
Модульное обучение — предполагает структурирование изучаемого материала/курса в виде отдельных взаимосвязанных блоков (модулей, которые можно изучать в удобной для обучаемого последовательности, дополнять, и комбинировать, не нарушая единого содержания.
Образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных ФЗ об образовании, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»).
Образовательная среда — психолого-педагогическая реальность, сочетание уже сложившихся элементов и созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности ребенка. В широком смысле под образовательной средой можно понимать «любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности».
Обучение — это усвоение конкретных элементов социального опыта, освоение новых знаний, умений, навыков, для чего необходимы правильно организованные занятия.
Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития (ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»).
Систематизация – сложная умственная операция, она опирается нa анализ, синтез, сравнение.