Светлана Юсупова
Глагол-основа предложения
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время возросло количество детей с общим недоразвитием речи, при котором нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматического строя языка, фонетики. Дети с различными нарушениями речевого развития не владеют развёрнутой, грамматически правильной оформленной фразой. Их речь выглядит бедной из-за отсутствия в ней прилагательных, а неумение грамотно строить словосочетания и предложения затрудняет её понимание.
Публикация «Глагол-основа предложения» размещена в разделах
Дошкольникам трудно пересказывать даже короткие тексты в силу недостаточной сформированности лексико-грамматического строя речи. Логопеды работают над формированием у детей навыков использования в речи грамматических категорий существительного, глагола, прилагательного, но единицей связной речи является предложение, представляющее собой словесное оформление мысли.
А. Н. Гвоздев (1961) указывал, что «…овладение родным языком в основном протекает в виде усвоения предложений разных типов. Именно в предложениях формируются отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением». Он выделял три основные периода формирования грамматического строя речи у ребё нка от 1 года 6 месяцев до 7 лет:
• период усвоения предложений, состоящих из аморфных слов-корней, или период однословного предложения (от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев)
• период усвоения грамматической структуры предложения, объединяющий время формирования первых форм, использования флексийной системы языка для выражения синтаксических связей слов ( например: усвоение падежных окончаний существительных, личных окончаний глаголов (от 1 года 10 месяцев до 3 лет)
• период усвоения морфологической системы языка (от 3 до 7 лет).
Отклонения от норм формирования грамматически правильной речи начинаются во II периоде (4-5 лет). Формируется предложение из 3 – 4 слов. Появляется навык устанавливать грамматические связи между словами (согласование существительного в форме именительного падежа с глаголом, развивается приглагольное подчинение. В этот период усваиваются многие грамматические формы существительного и глагола. В течении II периода осуществляется переход от использования инфинитива к употреблению разных форм глагола. Количество глаголов в речи возрастает с 18 до 50. Дети начинают согласовать глагол с существительным в числе, позже – в лице, и только после 3 лет – в роде.
Прилагательные появляются в речи в более поздние сроки и употребляются в начале II периода изолированно, без согласования с существительным. Первыми усваиваются качественные прилагательные, обозначающие величину, цвет, вкус, температуру, вес, оценку. К началу III периода ребёнок должен владеть 25 – 27 прилагательными.
К 3-летнему возрасту речь ребёнка насчитывает около 70 наречий. К концу II периода у ребёнка накапливается солидный объём усвоенного языкового материала. Любое, даже незначительное отклонение от нормы в психомоторном развитии нарушает качество и последовательность усвоения материала, что приводит к сбою своевременного формирования морфологической системы языка. Для дальнейшего развития речи необходимо восполнить пробелы в навыках употребления тех или иных грамматических категорий.
Работа по развитию связной речи начинается с формирования структуры простого двусоставного предложения по модели «предмет – действие». На этом этапе дети с нарушениями речевого развития испытывают трудности в подборе нужного глагола. Их предикативный словарь беден и включает лишь глаголы, обозначающие самые распространённые действия (спит, ест, сидит).
Ребёнок с нарушениями речевого развития не владеет близкими по смыслу глаголами (спит – дремлет); не знает названий различных действий, свойственных одному объекту (крадётся, охотится, нападает, ласкается (о кошке). Значительные трудности вызывает употребление глагола в переносном значении (Человек идёт. Дождь идёт.) Глаголы имеют особое значение при переходе ребёнка к фразовой речи.
Известный логопед-практик Л. Н. Ефименкова подчё ркивает: «Глагол – основа предложения». Г. А. Волкова считает, что при формировании лексического строя речи у детей с тяжелой патологией должное внимание следует уделять развитию предикативного словаря, так как предикат отражает отношение объекта к действительности: «Предикат – это основа фразы и основа внутренней речи».
В раннем возрасте ребёнок познаёт предметы в действии и своеобразно использует глаголы в качестве номинатива, превращая их в аморфные слова- повторы, называющие объект. («ав-ав», «би-би»). Очень рано в словаре появляются глаголы повелительного наклонения (дай).
Качественные изменения глагольный словарь претерпевает именно во II периоде развития речи. Инфинитив заменяется другими формами (спать – спи, спит); устанавливается согласование между существительным и глаголом. Наиболее полно этот раздел логопедической работы изложен в книге «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, 1998). Для успешной работы нужна полноценная система, включающая упражнения, игры, текстовой и картинный материал, которая обеспечит активное, творческое участие ребёнка. Самой интересной деятельностью для ребёнка является игра. Поэтому целесообразно использовать на занятиях различные варианты игр:
• обеспечивающие максимально возможную двигательную активность (речевые – с мячом, с другими предметами и двигательно – словесные);
• предполагающие манипулирование руками и мыслительно-познавательную деятельность.
На занятиях необходимы фланелеграф или магнитная доска, которые избавляют ребёнка от пассивного восприятия картинного материала, учат самостоятельно манипулировать картинкой и комментировать свои действия.
Предлагаемые игры развивают в ребёнке самостоятельность в двигательной, познавательной, речевой деятельности и направлены на формирование зрительного и слухового внимания.
• «В мире звуков», «Что как звучит?» - ребёнок знакомится с многообразием действий, совершаемых предметами (объектами, учится образовывать глаголы, опираясь на звук, возникающий при совершении действия, осваивает структуру простого двусоставного предложения.
• «Что делают предметы?» - знакомит со словами-названиями действий, с обозначениями их при помощи графических символов и служит для формирования навыка задавать вопросы к словам-названиям действий.
• «Что делал? Что делала?», «Кто что делал, расскажи…» - учат согласовывать глагол с существительным в роде и числе, пополняют глагольный словарь.
• «Найди нужный предмет» - развивают умения пользоваться схемой при составлении предложения.
• «Кто как голос подаёт?», «Кто как передвигается?», «Сочиним стихотворение» - расширяют предикативный словарь и учат образовывать глаголы от звукоподражаний.
• «Хитрый Буратино» - знакомит с категорией времени (настоящего, прошедшего, будущего, учат грамотно пользоваться видом (совершенным и несовершенным) глагола.
Результатом использования предлагаемых и описанных в литературе игр станет пополнение предикативного словаря, а следовательно, и развитие речи детей.
Литература: И. А. Чистякова. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников. Санкт-Петербург. 2005.
Подготовила: учитель-логопед Юсупова С. Н.