Алина Голубева
Консультация «Гиперактивный ребёнок: кто виноват и что делать»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы обучения гиперактивных детей
1. Гиперактивные дети испытывают повышенную потребность в движении, что противоречит требованиям школьной жизни, просидеть за партой 40 минут – для них непосильная задача. Этому способствует малая подвижность на уроке, отсутствие смены форм деятельности на уроке.
Публикация «Консультация „Гиперактивный ребёнок: кто виноват и что делать“» размещена в разделах
2. Противоречие между импульсивностью поведения ребёнка и нормативностью отношений на уроке, что проявляется в несоответствии поведения ребёнка установившейся схеме: вопрос учителя – ответ ученика.
3. Неустойчивая работоспособность, что является причиной нарастания большого количества ошибок при ответах и выполнении письменных работ при наступлении состояния утомления.
4. Навыки чтения и письма у гиперактивного ребёнка значительно ниже, чем у сверстников, и не соответствуют его интеллектуальным способностям. Эти трудности нередко возникают из-за недостаточного развития координации движений, зрительного восприятия, речевого развития.
5. Несоответствие способов предъявления учебного материала (монолог учителя) многоканальному восприятию гиперактивного ребёнка. Ему нужны, прежде всего, визуальные и тактильные опоры в получении информации.
6. Отсутствие игрового пространства в школе, тогда как для этих детей оно необходимо для снятия статического напряжения.
Рекомендации для родителей гиперактивного ребёнка
1. Гиперактивному ребёнку требуется постоянная психологическая поддержка любящих его родителей. Как и другие дети, он хочет быть успешным в делах, за которые берётся. Поэтому родители должны продумывать все поручения, которые они дают ребёнку, и помнить: ребёнок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест.
2. Если ребёнок не прав, не стоит читать ему нотаций, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана.
3. Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные реакции, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребёнка.
Избегайте категорических слов и выражений, жёстких оценок, упрёков, угроз, которые могут создать напряжённую обстановку и вызвать конфликт в семье.
4. Стареетесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» - лучше попробуйте переключить внимание ребёнка.
5. Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребёнка и не унижайте его.
6. Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребёнка комнату или её часть для занятий, игр, уединения.
7. Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.
8. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
9. Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности. Помните, что “Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту” (Мэри Ш. Курчинка).
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребёнка-детский сад № 118 «Золотой ключик»
Подготовила: Голубева А. Д
Диагностические симптомы
гиперактивных детей :
1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
9. Не может играть тихо, спокойно.
10. Болтливый.
11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.
14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
Диагноз считается правомерным, если наличествуют, по меньшей мере, восемь из всех симптомов. Так, имея довольно хорошие интеллектуальные способности, такие дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям. Помощь гиперактивным детям может оказаться эффективной, и некоторые из них могут со временем стать «гордостью» школы. А способствовать этому может систематическая организация взаимодействия с ними в соответствии с выделенными нами направлениями:
1. Повышение учебной мотивации: применение системы поощрений; использование нетрадиционных форм работы (например, возможность выбора домашнего задания, обучение учащимися более младших школьников, повышение самооценки учащихся (Задание «Я - звезда»).
2. Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся:
- смена видов деятельности в зависимости от степени утомляемости ребенка;
- реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений учителя, требующих двигательной активности: раздать тетради, стереть с доски и т. д.,
- снижение требований к аккуратности на первых этапах обучения;
- выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов («Драка», «Черепаха», массаж кистей рук, пальчиковые игры М. С. Рузиной из книги «Страна пальчиковых игр»);
-инструкции учителя должны быть четкими и немногословными;
- применение мультисенсорных техник обучения;
-проверка знаний – в начале урока;
-избегание категоричных запретов.
3. Развитие дефицитарных функций:
-повышение уровня внимания (использование упражнений «Найди ошибку», «Проверь себя и соседа»);
- снижение импульсивности (например, вызов к доске того, кто поднял руку последним, задание «Тихий ответ»);
- снижение деструктивной двигательной активности ( обучение навыкам самоконтроля: упражнение «Замри», «Волны» и др.).
4. Обучение конструктивным формам взаимодействия с педагогом и сверстниками на уроке:
- отработка навыков выражения гнева в приемлемой форме; - обучение конструктивным способам разрешения конфликтов на уроке;
- обучение приемам структурирования учебного времени;
- отработка навыков самоконтроля;
- обучение техникам самоуправления. Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми
1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом. Психологи заметили: чем более драматичен, экспрессивен, театрален учитель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
13. Поскольку гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия — нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти). И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости.