Приложение МААМ

Рекомендации родителям и воспитателям «Гиперактивные дети»

Ольга Чернова
Рекомендации родителям и воспитателям «Гиперактивные дети»
▼ Скачать + Заказать документы

Если говорить подробно, то в переводе с латинского языка «активный»

значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на

превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными

для нормального, соответствующего возрасту развитию ребенка

невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью.

В психолого-педагогической литературе для описания таких детей

употребляются термины: подвижный, импульсивный, шустрик, энерджайзер,

вечный двигатель, живчик, вулканчик. Некоторые авторы используют и такие:

Публикация «Рекомендации родителям и воспитателям „Гиперактивные дети“» размещена в разделах

моторный тип развития, дети с повышенной активностью, дети с

повышенной аффективностью. По мнению специалистов, чуть ли не

половина детей страдают так называемой гиперактивностью. Не только в

нашей стране, но и во всем мире их количество неуклонно возрастает. Если

ребенок гиперактивен, то трудности испытывают не только он сам, но и его

окружение: родители, сверстники, воспитатели, учителя. Такому ребенку

необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может

сформироваться асоциальная или даже психопатическая личность: известно,

что среди малолетних правонарушителей значительный процент составляют

гиперактивные дети.

Гиперактивный ребёнок

в детском саду и дома

«АКТИВНЫЙ» -ДЕЯТЕЛЬНЫЙ, ДЕЙСТВЕННЫЙ

«ГИПЕР» - ПРЕВЫШЕНИЕ НОРМЫ

В ситуации пандемии, когда нет возможности предоставить ребенку

много пространства для движений, отношения родителей и гиперактивных

детей подвергаются чудовищному испытанию на «любовь и прочность».

Помощь гиперактивному ребенку – это очень сложный процесс. Много

подводных камней встречает родитель и педагог на пути к полному его

восстановлению. Далеко не всякий родитель способен принять своего

гиперактивного ребенка, понять, что ребенок другим не будет, что к нему

нужно относиться особым образом, по возможности, исключить

неоправданные ожидания, следовательно, пережить свои «родительские

обиды» на ребенка. Вопросы: «Почему он не такой, как все?», «За что мне это

наказание?» - довольно часто звучат из уст родителей гиперактивных детей.

Кроме того, гиперактивность следует отличать от вполне нормативных, но

крайних вариантов проявления холерического темперамента, а также от

простой педагогической запущенности и невоспитанности ребенка. В данном

случае, когда речь идет о невоспитанности, вина за поведенческие реакции

детей лежит на родителях, которые не особенно старались научить, показать,

оградить, запретить, воспитать и т. д.

Что же такое гиперактивность и как мы, взрослые, должны

скорректировать свое поведение, чтобы помочь социализации гиперактивного

ребенка?

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную

физическую и умственную активность, когда возбуждение преобладает над

торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием

очень незначительного поражения мозга, которое не определяется

диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с

минимальной мозговой дисфункцией. Признаки гиперактивности

проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его

эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам

в семье, детском саду и школе.

Как проявляется гиперактивность?

Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем

дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется

переход к ведущей – учебной – деятельности и, в связи с этим, увеличиваются

интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать

внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до

конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной

и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень

убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные

последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности

своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.

Психологи выделяют следующие симптомы гиперактивных детей :

совершает беспокойные движения кистями и стопами;

не может спокойно сидеть на месте, корчится, извивается;

легко отвлекается на посторонние стимулы;

с трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных

ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников);

на вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до

конца;

– с трудом выполняет предложенные задания (не связанные с негативным

поведением или недостаточностью понимания);

с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во

время игр;

часто переходит от одного незавершенного действия к другому;

не может играть тихо, спокойно;

много болтает, мешает другим, пристает к окружающим

(например, вмешивается в игры других детей);

часто складывается впечатление, что ребенок не слушает

обращенную к нему речь;

часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на

улице;

иногда совершает опасные действия, не задумываясь о

последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет

(например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Все эти признаки можно сгруппировать по следующим

направлениям:

чрезмерная двигательная активность;

импульсивность;

отвлекаемость (невнимательность).

Диагноз считается правомерным, если наличествуют, по меньшей мере,

восемь из 13-ти симптомов. Так, имея довольно хорошие интеллектуальные

способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого

развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению

интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения

от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них

интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и

будущей или настоящей учебной деятельности.

У кого чаще наблюдается гиперактивное поведение : у мальчиков

или у девочек?

По данным психологов, гиперактивность среди детей от 3 до 11 лет в

среднем составляет 16,5% : среди мальчиков – 22%, среди девочек – около

10%.

Почему гиперактивных мальчиков гораздо больше, чем девочек?

Причины могут быть такими: большая ранимость мозга плодов мужского пола

по отношению к различным видам патологии беременности и родов, при

которых страдает развивающийся мозг. Возможно, свою роль играют

функциональные и генетические факторы. Кроме того, считается, что меньшая

степень функциональной асимметрии у девочек создает больший резерв для

компенсации нарушений тех или иных высших психических функций.

Возможно, над девочками больше довлеют нормы социального поведения, с

детства внушающие им послушание. В качестве разрядки девочка может

просто пореветь, тогда как мальчик в аналогичной ситуации скорее станет

«бегать по потолку».

Грустная история про гиперактивного мальчика

Вот что рассказала завуч одной подмосковной школы.

Хорошо подготовленный мальчик пришел в гимназический класс

обычной средней школы. Однако учиться в этом классе он не смог. Причина

проста: излишняя агрессивность гиперактивного ребенка вызывала

постоянные конфликты со сверстниками. Однажды пострадала

одноклассница, получив достаточно серьезную травму. Родители

взбунтовались и атаковали завуча: «Уберите этого ребенка из нашего класса,

мы боимся за наших детей!» Пришлось ребенка перевести в другой класс. Но

там возникли те же проблемы. Ученики в новом классе оказались хитрее

предыдущих. Дети быстро смекнули, что если вчера он задел одного, сегодня

стукнул другого, то надо объединиться и действовать против него сообща. Что

ж, нормальная реакция на постоянное раздражение. Но однажды это

неравное противостояние закончилось следующим образом: одинокий

мальчик, вооруженный лыжной палкой (очевидно, после стычки в классе, в

страшном возбуждении и гневе бегал по школе и не давал никому подойти.

Учителя и вызванные на подмогу ребята-старшеклассники не смогли даже

приблизиться и хоть как-то успокоить ребенка. Часто после этого случая он,

будучи доставленным на порог школы своим отцом, совсем не спешил в свой

класс, а болтался по коридорам или сидел в кабинете у завуча. Пыталась ли

школа как-то помочь ребенку? Как могла. Были и беседы с психологом, и

учителя старались найти к нему подход, и родителей неоднократно вызывали

в школу. Выяснилось, что ребенка воспитывает отец, родители развелись.

Мать живет отдельно и, по ее словам, даже не в состоянии брать сына к себе

на выходные: она очень устает от общения с собственным ребенком. Ну, а

отец, вероятно, допустил излишнюю жесткость в воспитании сына,

подхлестывая агрессивность. Детский психиатр, обследовав мальчика, дал

заключение, что уровень интеллекта у ребенка выше среднего, и рекомендовал

домашнее обучение со школьными учителями и посещение отдельных

предметов в присутствии отца. Но до конца учебного года оставалось немного

времени, и организацию домашнего обучения отложили до осени. А пока

предложили поучиться в специальном санатории для гиперактивных детей.

Однако, по слухам, через две недели его оттуда выгнали, и больше ни в конце

учебного года, ни в начале следующего он в школе так и не появился. Вот

такая невеселая история.

Гиперактивные дети и проблемы их обучения

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения и связанные с ними

трудности обучения, в настоящее время особенно актуальны. Постоянно

возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, такие дети

приковывают к себе внимание педагога, которому необходимо следить, чтобы

они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали товарищам. Эти дети на

занятиях постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте,

заставить выслушать задание и тем более выполнить его до конца. Педагога

они «не слышат», все теряют, все забывают.

Они неудобны в силу своей чрезмерной активности и импульсивности.

А так как современная образовательная организация представляет собой

систему норм, правил, требований, регламентирующих жизнь ребенка, то

можно говорить о существующей системе обучения и воспитания как о не

приспособленной к работе с гиперактивными детьми. Именно поэтому в

последние годы проблема эффективности обучения гиперактивных детей

становится все более актуальной и обсуждаемой среди педагогов и детских

психологов. Так, еще несколько лет назад в группах детского сада

гиперактивных детей было по одному-два, а сейчас в эту группу попадает уже

около 20–30% воспитанников. И этот процент постоянно растет.

При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные

функции гиперактивного ребенка не нарушены, и такие дети могут успешно

осваивать программу общеобразовательной школы при условии соответствия

требований образовательной среды возможностям ребенка. Однако сама

система обучения, особенно на первых этапах в детском саду и в школе,

является психотравмирующей и приводящей к возникновению у

гиперактивных детей дезадаптивных состояний.

Так, гиперактивные дети (а особенно дошкольники и младшие

школьники) испытывают повышенную потребность в движении, что

противоречит требованиям организованной жизни, так как правила поведения

в детском саду не позволяют им свободно двигаться во время занятия и даже

во время свободных форм деятельности. А просидеть за столом 2-3 занятия

подряд по 20 - 25 минут для них задача непосильная. Именно поэтому уже

через 5–10 минут после начала занятия гиперактивный ребенок не в состоянии

сидеть на своем месте спокойно. Этому способствуют малая подвижность на

занятии, отсутствие смены форм деятельности в образовательной

деятельности и в течение дня.

Следующей проблемой является противоречие между

импульсивностью поведения ребенка и нормативностью отношений в

образовательном процессе, что проявляется в несоответствии поведения

ребенка установившейся схеме: вопрос воспитателя – ответ ребенка.

Гиперактивный ребенок, как правило, не ждет, пока воспитатель разрешит ему

отвечать. Он часто начинает отвечать, не выслушав вопрос до конца, и часто

кричит с места.

Гиперактивным детям свойственна неустойчивая работоспособность,

что является причиной нарастания большого количества ошибок при ответах

и выполнении письменных заданий при наступлении состояния утомления. А

фиксированная (стандартная) система оценивания знаний, умений и навыков,

принятая в современной образовательной организации, выполняет не столько

функцию регулирования, сколько санкционирования для ребенка, так как

увеличивающееся в связи с утомлением количество ошибок приводит к

увеличению замечаний и негативных оценок со стороны педагога, что

воспринимается ребенком как отрицательное оценивание себя в целом, а не

как оценка своей работы.

Навыки чтения и письма у гиперактивного ребенка значительно ниже,

чем у сверстников, и не соответствуют его интеллектуальным способностям.

Письменные работы выполняются неряшливо, с ошибками из-за

невнимательности. При этом ребенок не склонен прислушиваться к советам

взрослых. Специалисты предполагают, что дело здесь не только в нарушении

внимания. Трудности формирования навыков письма и чтения нередко

возникают из-за недостаточного развития координации движений,

зрительного восприятия, речевого развития.

Система предъявления учебного материала в детском саду и тем более в

школе представляет собой, прежде всего, педагогический монолог, который

требует от ребенка внимательного слушания и исполнительского поведения,

тогда как гиперактивным детям нужны прежде всего визуальные и тактильные

опоры в получении информации. Таким образом, можно говорить и о

несоответствии способов предъявления учебного материала (его

недостаточного разнообразия) многоканальному восприятию гиперактивного

ребенка. И еще одна особенность образовательной среды – это

отсутствие игрового пространства, тогда как для таких детей оно

необходимо, так как позволяет организовать игры на снятие статичного

напряжения, обыгрывание агрессивности, коррекцию механизмов

эмоционального реагирования, развитие навыков социального поведения. А

поскольку в образовательных организациях пространство для игры не

достаточно, а в школе его вообще не существует, то гиперактивные дети

строят его не всегда там, где это считается возможным, и, следовательно,

снова не соответствуют предъявляемым им жизнью требованиям.

Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним

человеком. Эта комплексная проблема требует внимания как родителей, так и

врачей, педагогов и психологов. Причем медицинские, психологические и

педагогические задачи подчас так перекликаются, что невозможно провести

разграничительную черту между ними.

Первоначальная постановка врачом-невропатологом или врачом психиатром диагноза и медикаментозная терапия дополняются

психологической и педагогической коррекцией, что определяет комплексный

подход к проблемам гиперактивного ребенка и может гарантировать успех в

преодолении негативных проявлений данного синдрома. Рекомендации родителям

Какие же рекомендации дают психологи родителям гиперактивного

ребенка, тем самым помогая им в процессе его воспитания?

Поведение близких ребенку взрослых

Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты,

особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка.

Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного,

позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были.

Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.

Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок,

упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать

конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати»

лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте

это легко, с юмором.

Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным

голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая

недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

Организация среды и окружающей обстановки в семье

Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка

комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную

«территорию»). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных

композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть

отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать

так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

Организация всей жизни должна действовать на ребенка

успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя

которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.

Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение

держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко.

Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от

совершенства.

Активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, развитие

способности как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга,

сблизиться эмоционально

И здесь совершенно незаменима самая важная для детей

деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование

же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике,

жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка,

доставит обоим участникам огромное удовольствие.

Не опускайте рук. Любите вашего норовистого ребенка, помогите

ему быть успешным, преодолеть школьные трудности. Помните, что

«норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда

поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту» (Мэри Ш. Курчинка).

Когда станет совсем тяжело, вспомните, что к подростковому

возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По

наблюдениям большинства врачей и психологов, общая двигательная

активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения

постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не

было или которые были нарушены. Важно, чтобы ребенок подошел к этому

возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так

что, если у вас гиперактивный ребенок, помогите ему – все в ваших руках.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игры для гиперактивных и агрессивных детей

Попробуйте в начале игры создать положительное эмоциональное

настроение и поддерживать его в течение всего времени взаимодействия с

ребенком. Сядьте рядом, не забывайте смотреть друг другу в глаза, искренне

удивляться, радоваться, использовать ласковые прикосновения.

Каким должно быть содержание этих игр? Прежде всего, это игры,

непосредственно направленные на обогащение эмоциональных ощущений,

рассчитанные на то, чтобы рассмешить, удивить, успокоить и т. п., Например,

можно использовать игру «Расскажи стихи руками», когда мама и ребенок

по очереди и вместе пытаются различными движениями рук с использованием

мимики показать содержание стихотворения. Или игры на согласованность

совместных движений типа «Пилка дров», «Насос», «Кузница».

Публикации по теме:

Рекомендации родителям и воспитателям «Как облегчить дошкольнику 2–3 лет период адаптации в детском саду?»Рекомендации родителям и воспитателям «Как облегчить дошкольнику 2–3 лет период адаптации в детском саду?» Для того, чтобы маленький ребенок быстро и без видимого нервного напряжения привыкал к пребыванию в новой для себя обстановке, взрослым.

Пособие по распознаванию эмоций «Клоун Лицемер» для детей с 5 лет в помощь логопедам, родителям и воспитателямПособие по распознаванию эмоций «Клоун Лицемер» для детей с 5 лет в помощь логопедам, родителям и воспитателям У детей дошкольного возраста широко распространены нарушения речи, а пути преодоления этих расстройств заслуживают пристального внимания.

Рекомендации родителям «Что дает ребенку детский сад» Самое главное, что дает ребенку детский сад - это общение со сверстниками. Эти уроки общения - это очень важная составляющая развития ребенка.

Рекомендации родителям первоклассников Что должны знать родители первоклассника? -Поддержите в ребенке его стремление стать школьником и хорошо учиться. -Обсудите с ребенком те.

Рекомендации родителям по развитию речи малыша Рекомендации родителям по развитию речи малыша Рекомендации родителям по развитию речи малыша Развитие понимания речи Учить ребёнка находить.

Рекомендации родителям по тематической неделе «Мой дом»Рекомендации родителям по тематической неделе «Мой дом» Поиграйте с ребенком:«У кого какой дом» Для людей — жилой дом. Для машин — гараж. Для собак — конура, будка. Для коней — конюшня. Для.

Рекомендации родителям по теме недели: «Животный мир»Рекомендации родителям по теме недели: «Животный мир» Проговорите с детьми, каких животных называют домашними, а каких дикими. Спросите у ребенка, для чего нужны животные, и какую роль они.

Рекомендации родителям «Зимние игры» Зима - это прекрасное время года! Зима - замечательная пора для зимних игр. Игры любят не только дети, но и взрослые. Зимой можно играть.

Рекомендации воспитателям по оформлению группы к Новому году для дошкольниковРекомендации воспитателям по оформлению группы к Новому году для дошкольников Рекомендации воспитателям по оформлению группы к Новому году для дошкольников. Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного.

Составляем аналитическую справку мониторинга. Рекомендации воспитателям Алгоритм составления аналитической справки проведенного мониторинга: 1. Название документа, период выполнения. Например, «Аналитическая справка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации родителям и воспитателям «Гиперактивные дети»
Опубликовано: 17 ноября 2023 в 21:48
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации родителям и воспитателям «Гиперактивные дети»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Чернова (УИ 2016046) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД