Бардышева Наташа
Гиперактивные дети: как им помочь?
▼ Скачать + Заказать документы
Гиперактивный ребенок – это быстрый, неугомонный, беспокойный, с импульсивными реакциями.
В последнее время в нашей стране и в большей степени за рубежом возрос интерес к этой проблеме. К тому же такие дети крайне «неудобны» для воспитателей, учителей и даже родителей: они в любой ситуации доставляют окружающим много хлопот, очень неровны в усвоении необходимых знаний и навыков, с трудом адаптируются к школе.
Публикация «Гиперактивные дети: как им помочь?» размещена в разделах
Наиболее ярко гиперактивность проявляется в старшем дошкольном младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной деятельности, увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуется умение концентрировать внимание на длительный отрезок времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Чаще всего именно в этот период родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности ребенка.
Гиперактивный ребенок отличается от других, прежде всего, повышенной двигательной активностью и недостаточным умением контролировать свою деятельность и поведение. Ребенок такого склада начинает действовать, не дослушав задание до конца, и через некоторое время, когда остальные дети уже активно включаются в работу, обнаруживается, что не помнит, что нужно сделать. Он либо продолжает бесцельные действия, либо начинает назойливо переспрашивать, что и как делать. Ребенок часто отвлекается, не пытается хоть как-то организовать свою работу, допускает много ошибок, которые не видит и не исправляет. Гиперактивный ребенок постоянно находится в движении, независимо от того, чем он занимается: математикой, физкультурой.
Прежде всего, надо отметить, что многие дети этой категории временами возбудимы, или внутреннее напряжены: у них достаточно часто бывают резкая смена настроения, проявление чувства страха, тревоги. Также можно отметить, что эти дети эмоционально бедны : у них невыразительны в цветовом отношении рисунки, стереотипы и поверхностны образы; беден эмоциональный отклик на музыкальные, художественные произведения; неглубоки эмоциональные проявления по отношению к другим людям.
Почти всех гиперактивных детей волнует, любит ли их мама. Они часто задают матерям этот вопрос, что свидетельствует о том, что присущая малышу потребность в эмоциональном контакте с близким взрослым в данный момент не удовлетворена. Контакт этот может возникнуть, если ребенок «достучится» до взрослого, а взрослый услышит этот «крик» души.
Мамы гиперактивных детей очень часто не выдерживают бурного темперамента, чувствительности и эмоциональности своих детей, прибегают к угрозам «лишения любви», воздействуя, таким образом, на неокрепшие чувства ребенка, манипулируя ими и создавая основу для возникновения тревоги, беспокойства и страха.
Для таких детей очень важна теплая эмоциональная обстановка в семье, и прежде всего теплота во взаимоотношениях с самым близким человеком – мамой.
В последнее время некоторые ученые связывают гиперактивное поведение с наличием у детей, так называемых минимальных мозговых дисфункций, т. е. врожденного неравномерного развития отдельных мозговых функций. Другие связывают явление гиперактивности с последствиями ранних органических поражений головного мозга, вызванных патологией беременности, осложнениями при родах, употреблением алкоголя, курением родителей.
Рекомендации родителям гиперактивного ребенка :
1. Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные чувства, если вы огорчены или недовольны поведением ребенка.
2. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения.
3. Воспитывайте в себе интерес к занятиям ребенка.
4. Избегайте жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье.
5. Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом.
6. Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения.
7. Не перегружайте ребенка. Не предлагайте ему выполнить два дела одновременно.
8. Используйте игры «Расскажи стихи руками», «Попробуй показать, попробуй угадать», «Совместный рисунок», «Что изменилось», «Чем похожи, чем не похожи», «Найди лишнее».