Екатерина Савосткина
Гимнастика для тренировки губ и щек
▼ Скачать + Заказать документы
Гимнастика для тренировки губ и щек
Савосткина Екатерина Николаевна,
Учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад №28 «Золотой Петушок»
г. Тамбова
С младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Темочки:
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Предлагаю комплекс упражнений для тренировки губ и щек
1. Надувание обеих щёк одновременно.
2. Надувание щёк попеременно (перегонка воздуха из одной щёки в другую).
3. Втягивание щек в ротовую полость между зубами.
4. Сосательные движения: сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, а затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сжаты.
5. Оскал: губы при сжатых челюстях сильно растягиваются в стороны, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов, плотно прижимаясь к деснам, а затем спокойно смыкаются вновь (соответственно произносятся звуки и, с, з, п, б, м).
6. Хоботок с последующим оскалом при сжатых челюстях. При вдохе хоботком «пьют воздух», при выдохе произносят с, з, и.
7. Оскал с раскрыванием и закрыванием рта и последующим смыканием губ:
а) оскал;
б) раскрыть рот с оскаленными зубами;
в) сомкнуть челюсти;
г) сомкнуть губы.
8. Оскал при неподвижно раскрытом рте с последующим закрыванием губами обоих рядов зубов (п, б, м).
9. Втягивание губ широкой трубкой, воронкой, при раскрытых челюстях.
10. Вытягивание губ узкой воронкой (свист, задувание свечи, имитация надувания мыльного пузыря (у, о).
11. Все предыдущие упражнения вначале производятся с иррадиацией возбуждения, то есть в движение определенных мышц вовлекаются и соседние мышцы, а затем постепенно движение концентрируется только на губах, все остальные мышечные группы остаются по возможности в покое При широко раскрытых челюстях губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
12. Поднимание плотно сжатых губ вверх (к носу) и вниз при плотно сжатых челюстях.
13. Поднимание верхней губы; обнажаются только верхние зубы (ф, в).
14. Оттягивание вниз нижней губы; обнажаются только нижние зубы.
15. Поднимание и опускание в 4 приема поочередно обеих губ:
а) верхнюю поднять;
б) нижнюю опустить;
в) верхнюю опустить;
г) нижнюю поднять;
д) норма.
16. Имитация полоскания зубов: воздух изнутри сильно давит на губы (этому движению вначале можно помочь по очередным надуванием щёк).
В упражнениях 13—16 губы не должны оттопыриваться.
17. Поочередное набирание воздуха под верхнюю губу, затем под нижнюю губу.
18. Всасывание верхней губы под нижнюю с резким открыванием ее при раскрытии рта («чмокание»).
Подобное же всасывание нижней губы под верхние зубы. Вибрация губ («фырканье лошади»).
21. Движение губ хоботком влево, вправо; так же — растянутыми губами.
22. Вращательное движение губ хоботком (вверх, влево, вниз, вправо — сначала раздельно, потом слитно).
23. При сомкнутых челюстях нижняя губа двигается вправо, влево.
24. Такое же движение верхней губой.
25. При сжатых челюстях плотно сомкнутые губы двигаются вверх к носу и вниз. Дыхание носом.
26. Силовая гимнастика (в случае общей слабости губ) :
а) упражнения с присоской;
б) сильно надувать щёки, по возможности удерживая губами воздух в ротовой полости;
в) удерживать губами карандаш, стеклянные трубки; при дыхании воздух
проходит по обоим углам рта — сразу или поочередно.
Комплекс упражнений хорошо помогает для тренировки мимической мускулатуры. Упражнения проводятся в игровой форме с ребенком, что способствует при коррекции нарушенных звуков.