Гавлюк Екатерина
Гимнастика для глаз для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексы зрительной гимнастики
для детей трёх-четырех лет
Зрительная гимнастика является одним из эффективных приемов
профилактики различных нарушений зрения. Она обеспечивает улучшение
кровоснабжения тканей глаза, повышает силу, эластичность и тонус глазных
мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата.
Регулярное проведение упражнений для глаз развивает у дошкольников
способность к концентрации взгляда на ближних объектах, способствует
развитию зрительного восприятия и ориентировки в окружающем
Публикация «Гимнастика для глаз для детей 3–4 лет» размещена в разделах
пространстве.
Длительность зрительной гимнастики составляет 2-3 минуты. Каждый
комплекс включает в себя от 2 до 5 упражнений.
В этом возрасте активно используются короткие эмоциональные
стихотворные отрывки, которые помогают детям сосредоточить взор на
предмете, переводить взор с одного предмета на другой. В качестве ориентиров
применяют яркие игрушки, мячи, картинки и т. д. Картинки и небольшие
игрушки лучше не держать в руках, а прикрепить на палочку. Предмет по цвету
не должен сливаться с одеждой взрослого.
В процессе выполнения зрительной гимнастики взрослый показывает и
выполняет все движения вместе с ребенком. В этом возрасте допускаются
содружественные движения головы и глаз.
Комплекс № 1
1. Прослеживание взором за двигающейся игрушкой (вверх, вниз).
Взрослый выполняет действия с листьями.
Листопад, листопад, Дети смотрят на листочки вверх
Листья жёлтые летят. Дети следят за движениями листьев сверху
вниз.
Листья под ногой шуршат, Смотрят вниз на листья.
Скоро голый будет сад. Смотрят на листья перед собой.
Повторить 2-3 раза.
2. Медленное моргание в течение 10 секунд.
«Бабочки полетели, крылышками помахали». Дети выполняют взмахи
ресницами.
Комплекс № 2
1. Прослеживание взором за движением игрушки вправо, влево.
Взрослый читает стихотворный текст, при этом медленно выполняет
движения игрушкой-самолётом в правую и левую стороны.
«Самолёт летит, самолёт гудит.
Куда я лечу? Я лечу, куда хочу".
Дети следят глазами за игрушкой. Повторить 2-3 раза.
2. Фиксация взора на ближнем и дальнем предмете. Улучшение
процесса аккомодации.
Взрослый предлагает детям посмотреть на машины за окошком, а затем
показывает детям игрушечный автомобиль: «А у нас вот какая красивая
машина, посмотрите на неё». «А где большие машины? Найдите их
глазками». Повторить 3-4 раза.
Комплекс № 3
1. Фиксация взора на объекте; прослеживание взглядом движущихся
объектов.
Взрослый выполняет действия с птичкой.
Села птичка на ладошку. Воспитатель держит на ладони
Посиди на ней немножко. игрушку-птичку. Дети фиксируют
Посиди, не улетай. на ней взор.
Улетела птичка, ай! Воспитатель поднимает птичку вверх.
Дети следят за ней глазами.
Повторить 2-3 раза.
2. Нахождение игрушек в пространстве группы; фиксация взора на
объекте.
Взрослый предлагает детям найти глазками яркую игрушку (машинку,
куклу, мяч, мишку и др.). Рассмотреть игрушку в течение 5-7 секунд
(сосредоточить на ней взор). «Посмотрите, какой у нас красивый мяч.
Большой, круглый, синий. А где наш мишка? Найдите мишку глазками.
Какой он большой, пушистый».
Комплекс № 4
1. Фиксация взора на объекте.
И. П. : стоя. Поднять голову вверх, посмотреть на потолок (на лампочки, на
подвешенные игрушки, на наклеенные яркие предметы). Опустить голову
вниз и посмотреть под ноги (на коврик). Повторить 3 раза.
2. «Играем в прятки».
И. П. : стоя. Предложить детям зажмурить глаза, затем открыть, посмотреть
на ребяток. Повторить 3-4 раза.
3. «Погреем глазки».
И. П. : сидя или стоя на ковре. Предложить детям потереть ладошки друг о
друга и прикрыть ими глазки (глаза под ладонями закрыты). «Потрем
ладошки, чтобы они стали тёплыми. Закроем глазки и положим на них
ладошки, погреем глазки» (Глаза прикрыты на протяжении 5-10 секунд).
Комплекс № 5
1. Прослеживание взором за движением «снежинки» слева направо и
сверху вниз.
В руках у взрослого снежинка.
Белый снег пушистый Педагог совершает плавные
В воздухе кружится. движения снежинкой
И на землю тихо слева направо
Падает, ложится. и справа налево.
Повторить 2-3 раза.
2. Медленное моргание в течение 10 секунд.
«Бабочки полетели, крылышками помахали». Дети выполняют взмахи
ресницами.
3. «Закроем глазки».
Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 секунд, открыть глаза. Повторить 5-6 раз.
Комплекс № 6
1. Совершенствовать зрительное слежение по вертикали и
горизонтали; фиксацию взора.
Белый снег пушистый Дети держат в поднятой над голо-
Падает, кружится. вой руке снежинку, раскачивают
её влево- вправо и следят за ней
глазами.
На ладошки детям Дети медленно опускают снежинку
Весело ложится. Кладут её на левую ладошку.
Прослеживают движение взором.
Повторить 2-3 раза.
2. Круговые движения глазами в одном и в другом направлении.
Слежение за яркой игрушкой.
«Догони глазками игрушку».
По 3 круга в одну и в другую сторону, амплитуда движения средняя.
Комплекс № 7
1. Прослеживающие движения за лучом фонарика: вверх, вниз, вправо,
влево, по кругу.
«Догони зайчика». Взрослый совершает движения фонариком в различных
направлениях (медленно, по широкой амплитуде). Дети прослеживают
глазами.
2. «Закроем глазки».
Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 секунд, открыть глаза. Повторить 5-6
раз.
Комплекс № 8
1. Нахождение игрушек в пространстве группы; фиксация взора на
объекте.
Взрослый предлагает детям найти глазками яркую игрушку (машинку,
куклу, мяч, мишку и др.). Рассмотреть игрушку в течение 5-7 секунд
(сосредоточить на ней взор).
«Посмотрите, какой у нас красивый мяч. Большой, круглый, синий. А где
наш мишка? Найдите мишку глазками. Какой он большой, пушистый».
2. Улучшение процесса аккомодации.
Упражнение «Метка на стекле» (в качестве метки может выступать
некрупный силуэт игрушки).
Посмотреть на метку на стекле с расстояния 30-35 см. (не снимая очков) в
течение 4-6 секунд. Затем перевести взор на объект за стеклом (дерево,
дом, машина и т. д.) на 4-6 секунды. После чего поочерёдно переводить
взгляд то на метку, то на объект. Повторять около 30- 40 секунд.
Комплекс № 9
1. Медленное моргание в течение 10 секунд.
«Бабочки полетели, крылышками помахали». Дети выполняют взмахи
ресницами.
2. Совершенствовать зрительное слежение по вертикали и
горизонтали; фиксацию взора.
Поднять голову вверх - посмотреть на потолок; опустить вниз – посмотреть
на пол. Повернуть голову налево, направо. Движения головой
сопровождать движениями глаз.
В качестве ориентиров использовать яркие игрушки.
3.«Погреем глазки».
Предложить детям потереть ладошки друг о друга и прикрыть ими
глазки (глаза под ладонями закрыты). «Потрем ладошки, чтобы они стали
тёплыми. Закроем глазки и положим на них ладошки, погреем глазки»
(глаза прикрыты на протяжении 5-10 секунд).