Папки-передвижки

Геокешинг в развитии детей дошкольного возраста при реализации ФГОС

Наталья Пузина
Геокешинг в развитии детей дошкольного возраста при реализации ФГОС
▼ Скачать +Заказ

По условиям реализации ФГОС ДО от воспитателя требуется подготовить совершенно новое поколение: здоровое, активное, думающее, любознательное. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиниться разным правилами и социальным нормам.

Публикация «Геокешинг в развитии детей дошкольного возраста при реализации ФГОС» размещена в разделах

«Геокешинг» приключенческая игра с элементами туризма и краеведения.

Складывая смысл составляющих его слов geo (земля) и cache (тайник, получается – «поиск тайника в земле».

В России «геокешинг» появился в 2002 году. Первые энтузиасты заложили «тайник» в Московской области и уже через год игра разрослась до 100 «тайников». Главная особенность российского геокешинга – «тайники» создаются в местах, обладающих природным, историческим, культурным или географическим интересом. По нашему мнению геокешинг – эффективный способ узнать много интересного, познавательного о родном крае, уметь действовать в различных жизненных ситуациях.

«Образовательный геокэшинг» эффективное средство использования педагогом инновационных технологий, направленных на индивидуальное развитие личности дошкольника

Образовательный геокешинг обладает характерными особенностями и включает в себя:

- наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают.

- наличие чётко оговариваемых правил (каждая методика имеет собственные правила).

- наличие ясной, конкретной цели.

- взаимодействие участников в том объёме и тем способом, который они сами определяют.

- групповую рефлексию.

- подведение итогов.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно — эстетическое развитие

Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Общие задачи образовательного геокешинга :

– Стимулировать развитие мыслительных способностей

- Развивать у детей умение ориентироваться на местности по карте-схеме, определять направление маршрута

- Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных, творческих задач

Средства

• Использование устройств, имеющие GPS -приемник: ноутбук, навигатор, смартфон или планшет;

• Компас;

• Карта-схема, макет.

Важно найти единомышленников, GPS-приемник. И увлекательное времяпровождение обеспечено.

Виды маршрутов

Для составления маршрута можно использовать разные варианты:

- Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);

- «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

- Карта (схематическое изображение маршрута);

- «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники).

- Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (тайник – ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т. п.

- Чаще всего используем в своей работе линейные маршруты, где участники идут от одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой точке, на конечной станции. Хочется отметить наиболее интересные линейные маршруты:

- «Вместе весело шагать», который можно провести совместно с родителями в выходной день на территории города. Целью является формирование активной жизненной позиции и здорового образа жизни. Детей с родителями ждет персонаж, н-р: Незнайка у детского сада, который и просит помощи. Маршрут дети с родителями ищут по карте, в которой последовательно расположены тайники. Таким образом, команда идёт по своему маршруту, встречая на пути разных героев (Паук, Баба-Яга, Лесная фея, Лесовичок) и выполняя различные задания.

- Военная игра «Зарница», посвященная 23 февраля. В ней принимают участие, как правило, воспитанники старших и подготовительных групп. На станциях задания давали папы, переодетые в военную форму.

- Что касается штурмовых маршрутов, то они очень хорошо проходят и в младшем возрасте, т. к. могут проводиться как в закрытом помещении, в группе, так и охватывать разное пространство. Особенностью является то, что дети могут проявлять свое творчество и выбирать способ выполнения заданий. Для малышей это могут быть элементарные задания такие как: найди спрятанные игрушки в группе; найди геометрические фигуры, которые спрятались в группе (их заранее надо повесит в разных участках группового помещения, из которых потом можно сделать аппликацию и т. п. н-р «Наше лето», где дети, передвигаясь по территории детского сада ищут признаки лета (картинки, природные элементы, а потом можно составить из всего этого каллаж.

- Кольцевые маршруты, очень похожи на линейные, только они начинаются и заканчиваются в одной и той же точке, а вот прохождение станций может идти в разном порядке, не как в линейном, только в определенной последовательности. К таким маршрутам можно отнести:

- «Форт Боярт». В нем с удовольствием принимают участие и дети, и родители, и педагоги, которые играют роль метров теней. На каждой станции после правильно выполненного задания участники получают конверт с буквой, из которых в конце составляется слово-подсказка там, где находится клад – золотые монеты. Если же задание не выполнено, то метр теней не отдает конверт. Эта игра командная и играется на время.

Виды тайников

Какие бывают тайники?

Чтобы участвовать в Игре, вам надо находить чужие тайники и прятать свои по загадкам, по приметам, по карте, с помощью компаса. Здесь приветствуется фантазия. К примеру, тайники: используется небольшой контейнер с каким-нибудь интересным предметом. Здесь все идет в ход: игрушки, канцтовары, украшения. Приветствуются творческие тайники: с загадками, рисунками, фотографиями. Месторасположения тайников может быть совсем рядом, а может потребовать преодоления серьезных препятствий. Тайник должен реализовывать какую-то оригинальную и увлекательную поисковую задачу.

Правила игры довольно просты, но их нужно выполнять.

Правила игры:

• Разделиться на команды (детей, родителей и педагогов);

• Придумать названия команд;

• Выдать каждой команде карты с развивающими заданиями на каждом этапе;

• Первая команда покидает место игры, для нее можно придумать какое-нибудь развлечение на это время;

• Вторая команда получает контейнеры, закладывает тайники и делает пометки на карте. Одной достопримечательности может быть приурочен только один тайник. Недопустимо создание тайника с названием, повторяющим название существующего тайника, или с названием, похожим на уже существующее до степени смешения;

• Команды меняются;

• Вторая команда уходит, первая возвращается, изучает метки на карте и ищет тайники. Команда забирает найденные клады, но на их место обязательно кладет свои, чтобы тайники не пустовали. Тайник считается найденным после отметки (записи) о нахождении на карте. Из тайника можно взять любой клад, заменив его своим, не менее ценным. В этом случае на карте необходимо отметить, что было взято и что положено взамен. После посещения найденный тайник должен быть помещен на прежнее место и хорошо замаскирован;

• Возвращается вторая команда, проверяет, все ли их тайники были найдены и забирает клады, оставленные первой командой;

• Дети делятся впечатлениями, рассказывают, какой клад труднее всего было найти.

Суть технологии – организация игровой деятельности детей, наполняя её познавательным, развивающим материалом. Современные технологии позволяют проводить обучение детей в виде игры, делают обучение интересным, творческим и значимым для участников.

Данную технологию можно использовать не только на прогулке, но и в любых режимных моментах. Дети с удовольствием уже в младшем возрасте справляются с задачей по поиску «клада».

В зимнее время это особенно увлекательно. Прячем коробочку с конфеткой или игрушкой, а малыш при помощи наводящих слов отыскивает ее. Развивается ориентировка в пространстве, мышление, понимание речи.

Хорошо помогают игры с водой и песком. Они становятся подготовительным этапом по поиску клада.

При наведении порядка в группе создаем проблемную ситуацию, например «Потерялась кукла Маша», организуя её поиск, малыш понимает, что во всем необходим порядок и бережное отношение ко всему.

И про утреннюю гимнастику мы не забудем. Превращения в маленьких зверушек, или ветерок, или насекомое помогает ребенку почувствовать мир природы, побыть его частичкой для того, чтобы став постарше, ребенок смог сохранить в себе и ощутить причастность к миру природы.

Вместе со взрослым дети любуются природой, наблюдают за изменениями в разное время года, принимают участие в помощи птицам (кормушки и скворечники). Ребенок прислушивается к звукам природы, всматривается в ее образы. А окружающий мир открывает свои кладовые и помогает малышу развить любознательность, наблюдательность и творчество.

Игра в прятки помогает детям лучше ориентироваться в пространстве. По описанию окружающей обстановки предлагаем детям найти спрятанную игрушку, преодолев на пути различные препятствия: перепрыгнуть через ручеек, присесть три раза, построить мостик через широкую речку, сосчитать березки, выбрать правильную тропинку. Здесь мы комплексно подходим к развитию детей : и психические процессы, и двигательная активность, и математические представления, и познание окружающего мира, и конструирование, и формирование сотрудничества и взаимопонимания при выполнении общего дела.

Играя, ребенок ощущает себя в естественных и привычных условиях, незаметно для себя изучает окружающий мир. Нам с Вами необходимо лишь творчески подойти к образовательной деятельности, которая с помощью элементов «образовательного геокэшинга» дает положительные результаты.

Для реализации задачи по практическому внедрению геокешинга в образовательный процесс в нашей группе, я предприняла следующее: заинтересовала детей игрой «Геокэшинг» через игры: «Почтальон Печкин», «Найди друга», «Поиски клада» и др.

На первом этапе это была простая игра в записочки, из нашего детства. Например, в группу почтальон Печкин приносит письмо - рисунок: «Котенок запутался в проволоке», в котором указано место происшествия. По описанию и сравнению местности дети выполняют задания (пройти мимо ручья, вниз с горки, обойти высокое дерево, сосчитать елочки) и отыскивают котенка. Устанавливаем связь между котенком и проволокой: «Почему много мусора во дворах?», «Почему чисто на территории детского сада?» И дети с уважением начинают относиться к труду дворника. «А кто может убрать мусор на нашей улице?». Опросили прохожих и взрослых детского сада и выяснили, что если люди сами не будут мусорить, то будет чисто. Дети задумались и над тем, от кого зависит порядок и чистота в группе, как они могут помочь в этом. Так, от простого, к сложному, дети закрепляют основы математики, знакомятся с природой, учатся ориентироваться в пространстве, общаться друг с другом и окружающими людьми, устанавливать причинно - следственные связи.

Наиболее эффективные формы и методы, используемые при реализации технологии образовательного геокешинга :

познавательные беседы; например «Как правильно вести себя на природе», «Какой бывает осень?», «Что нам осень принесла?» и др.

экскурсии к дороге, на стройку, в лес, в парк, на стадион и т. д.

минутки доброты; например «Как поднять настроение другу?», «Что такое любовь?», «Ребята, давайте жить дружно», «Волшебное слово» и др.

минутки размышлений «Почему подъемный кран не ложиться спать?», «Где живет светофор?», «Как помочь цветам не засохнуть на клумбе?», «Где живут синички?», «Почему одуванчик сменил платьице?»

акции; например: «Птичий домик», «Хлебные крошки», «Покормите птиц зимой», «Неделя добра» и др.

трудовой десант; «Борьба с королем Мусора», «В гостях у феи Чистоты».

экологический патруль «Юные защитники природы».

клуб исследователей природы «Юный эколог»

лаборатория юного эколога «Любознайка»

составление карт; схем.

коллекционирование; например «Гербарий осенних листьев», «Коллекция фантиков», «Коробка замечательных вещей», «Коллекция Вороненка» и другие.

выставки и экспозиции; например «Такие разные дома», «Дед Мазай и зайцы», «Лес, точно терем расписной», «Елочка - зеленая иголочка».

игры-путешествия, например «В гости к ветерку», «Берлога для медведя», «Путешествие со Светофориком», «Наш микрорайон», «О чем нам расскажет подъемный кран?»

экологические сказки, например, «Как пчелки спасали лето», «Лесная сказка».

Включает в себя 4 этапа:

1 этап – предварительная работа. Здесь изготавливается макет группы, детского сада, участка ДОУ или другого объекта находящегося на территории за территорией учреждения. Также на этом этапе с детьми проводятся игры-занятия по ориентированию, умение работать с макетом, картой-схемой, умение определять на них местоположение различных объектов.

2 этап – подготовительный. На этом этапе педагог создает сценарий, подбирает задачи для каждого задания, и готовит все необходимое для проведения самой игры, целью которой является найти тайник.

3 этап – проведение игры. На данном этапе с детьми рассматривается карта-схема маршрута к тайнику, дети дают ответы на вопросы связанные с предметом или местом, где спрятан тайник, делаются фотоснимки обнаруженного места.

4 этап – презентация результатов. На этом этапе дети представляют результат, обобщают полученные знания, оформляют их в конечный продукт.

Социальное партнё рство с родителями:

Работа с родителями - необходимый этап в исследовательской деятельности.

Наш опыт показал, что образовательный геокешинг вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями строим на основе сотрудничества. Используем различные методы взаимодействия с семьей: наглядные, словесные, практические.

С этой целью проводим родительские собрания, на которых родители узнают о формах организации образовательного геокешига, его возможностях и влиянии на развитие ребенка.

Также для родителей проводим консультации по организации геокешинга, выпускаем памятки, буклеты, эл. газету по данному вопросу. Пользуются большой популярностью «домашние задания» для родителей и детей в форме игры «Совершите экскурсию к задуманному объекту», где родителям совместно с детьми предлагаются записки-ориентиры, которые в итоге приводят к задуманному объекту.

Таким образом, использование технологии «образовательного геокешинга» является эффективным и необходимым для развития у дошкольников самостоятельности, познавательной активности, настойчивости в поиске и достижении результата. Дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические навыки и умения, но и развиваются умственно. Участвуя в игре, дети самовыражаются, узнают новые сведения, обогащающие их представление о мире людей и животных, нравственных ценностях, о важности своего здоровья и здоровья окружающих, учатся правилам безопасного поведения. Данное направление становится актуальным, так как помогает осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка. Оно позволяет вынести обучение за рамки детского сада. Это лучший способ познакомить детей с природой родного края, достопримечательностями и историческим значением нашего города. Ведь клад можно найти не только в земле, но и во всем многообразии нашего окружающего мира. Но что самое главное, воспитанники получают радость от общения со сверстниками, малышами и взрослыми.

Источники:

3. Образовательный геокешинг — новая форма работы в дополнительном туристско-краеведческом образовании детей [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/-obrazovatelnyi-geokeshing-novaja-forma-raboty-v-dopolnitelnom-turistsko-kraevedcheskom-obrazovani-detei.html

4. Потенциал образовательного геокешинга в развитии детей дошкольного возраста при реализации ФГОС ДО [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://doshkolnik.ru/pedagogika/20523-potencial-obrazovatelnogo-geokeshinga-v-razvitii-deteiy-doshkolnogo-vozrasta-pri-realizacii-fgos-do.html

Публикации по теме:

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Сценарий игры-геокешинг для детей дошкольного возраста 5–6 лет «В поисках зимнего клада» Тема: «В ПОИСКАХ ЗИМНЕГО КЛАДА»(сценарий игры геокешинг для детей дошкольного возраста 5 – 6 лет) Программное содержание: Продолжать обогащать.

Фотоотчёт о празднике «Рождественская карусель» для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста в свете реализации ФГОС Фотоотчёт о празднике «Рождественская карусель» для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста в свете реализации ФГОС  Доброе время суток всем, кто нашёл свободную минуточку и заглянул ко мне в гости. Сегодня хочу поделиться очередным фото отчетом о проведении.

Геокешинг для детей старшего дошкольного возраста «Здоровые зубки — это не шутки» Дата проведения: 10 июля 2020 год Возраст: старшая группа Участники: дети старшей группы № 2, воспитатель, зайка Заболейкин, доктор Неболейкин,.

Использование игровых наборов Фрёбеля при реализации ФГОС дошкольного образованияИспользование игровых наборов Фрёбеля при реализации ФГОС дошкольного образования Игровые наборы Фрёбеля серии "Сказочный мир" - это специально подобранные комплекты из элементов "даров" Фрёбеля с современными авторскими.

Оригами как технология успешной реализации требований ФГОС дошкольного образования Оригами сегодня – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры,.

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей дошкольного возраста Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Сценарий мероприятия по взаимодействию с родителями детей старшего дошкольного возраста «Геокешинг»Сценарий мероприятия по взаимодействию с родителями детей старшего дошкольного возраста «Геокешинг» Цель: Укрепление здоровья воспитанников старшего дошкольного возраста, через двигательно-игровые проблемные ситуации. Задачи: • приобщать.

Значение рисования в развитии детей дошкольного возрастаЗначение рисования в развитии детей дошкольного возраста Рисование является одним из интересных и важных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, ребенок развивает себя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Геокешинг в развитии детей дошкольного возраста при реализации ФГОС
Опубликовано: 2 июля 2023 в 17:55
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Геокешинг в развитии детей дошкольного возраста при реализации ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Пузина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД