Лариса Каширская
Геокешинг. Опыт работы в старшей группе
Работая в группе, я столкнулась с проблемой: мои воспитанники имеют недостаточные знания по темам «Лес. Грибы и ягоды», «Зимующие и перелетные птицы», «Дикие животные и их детеныши», «Цветы», «Рыбы», имеют трудности в установлении причинно-следственных связей, затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта. Именно поэтому, я задалась поиском педагогической технологии, помогающей детям интересно получать и обогащать знания.
Публикация «Геокешинг, Опыт работы в старшей группе» размещена в разделах
Одной из таких технологий, направленных на формирование у детей навыков и умений, необходимых для решения экологических проблем, является «экологический геокешинг». Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения, суть которой - поиск тайников или «кладов», связанный с решением определенных задач и ориентированием на местности. Отличительной особенностью игры в ДОУ является отсутствие GPS-навигатора. Я использую адаптированный вариант – карты и схемы, которые помогают детям найти тайник.
Здесь приветствуется фантазия. Вот, например, тайники: это небольшой контейнер с каким-нибудь интересным предметом (игрушки, канцтовары, украшения). Это же касается и месторасположения тайников. Они могут быть совсем рядом, а могут потребовать преодоления серьезных препятствий. Правила игры довольно просты, но их нужно выполнять: кладом называют предмет, положенный в контейнер, затем его прячут в интересном месте (в траве, в песке, снеге, за деревом, верандой).
Основной плюс игры состоит в том, что каждый раз дети не знают какое приключение их ждет и какие задачи придется решать. В результате чего заинтересованность детей от игры к игре только возрастает.
Геокешинг в экологическом воспитании дошкольников позволяет:
• Расширить знания о родном крае (особенностях природы, растительном и животном мире).
• Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных, творческих задач.
• Развивать первоначальные географические представления, познакомить с простейшими способами ориентирования на местности.
• Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Вся работа реализовывалась мной поэтапно, как и предполагает методика проведения элементов геокешинга :
1 этап – предварительная работа.
На начальном этапе я учила детей ориентироваться в пространстве: будь то карта, схема, макет территории детского сада. На этом этапе с детьми проводились игры-занятия по ориентированию, по изучению условных знаков на картах, умению работать с макетом детского сада, умению определять на нем местоположение различных объектов.
Проводила:
• игровые обучающие ситуации: «Сова беседует о птицах», «Белочка рассказывает о грибах», «Медведь знакомит с лесными друзьями»
• познавательные беседы; например «Как правильно вести себя на природе», «Какой бывает зима?», «Что нам осень принесла?» и др.
• наблюдения на прогулке и т. д.
• минутки размышлений «Как помочь цветам не засохнуть?», «Где живут синички?», «Почему одуванчик сменил платьице?»
• акции; например: «Птичий домик», «Хлебные крошки», «Покормите птиц зимой» и др.
• составление схем условными знаками, графические диктанты.
• Квест-игры, например «Осенние приключения», «Знатоки безопасности в лесу»
Проследить уровень усвоения полученных знаний во время предварительного этапа геокешинга я могла при прохождении детьми станций на пути поиска кладов.
2 этап- игра. Методика предполагает изначально проводить игру в групповом помещении, а потом на улице, поэтому первоначально я попробовала провести экологический геокешинг в помещении детского сада. После получения письма от Лесовика, ребята отправились на поиски клада. Дети должны были пройти по заданному маршруту, следуя ориентирам, представленным на карте. Во время игры ребята выполняли различные задания: разгадывали загадки о деревьях и лекарственных травах, проходили полосу препятствий, узнавали животных по следам, определили «место жительства» диких животных, проверили свои знания о правилах поведения в лесу. После выполнения основных заданий и сбора частей пазла, дети выполняют задание, которое написано на обратной стороне пазла. С помощью компаса определяют направление движения и следуя подсказкам, дети находят помещение, в котором спрятан клад. Найденный не только Лесовик, но и клад в группе помогли детям получить еще больший заряд положительных эмоций.
3 этап – заключительный. На этом этапе игры дети возвращаются в группу, открывают клад, подводят итог путешествия.
Необходимый этап в реализации технологии - работа с родителями. Родители моих воспитанников стали большими помощниками в работе по данной теме. Свое общение с родителями я строю на основе сотрудничества, используя не только классические родительские собрания, консультации, памятки, на которых родители узнают о формах реализации технологии «экологического геокешинга», его возможностях и влиянии на развитие ребенка, об игре геокешинг в кругу семьи, об экологическом воспитании детей, но и вовлекаю их в проведение игры для детей.
В дальнейшем я планирую продолжить реализацию данной технологии: совместно с родителями планируем сделать макеты группы и территории детского сада, провести геокешинг в здании детского сада, пополнить «Книгу странствий» фотографиями из семейного альбома о маршрутах выходного дня, попробуем проложить маршрут и подготовить тайник для детей других групп нашего детского сада.
В результате проведенной системы работы были созданы условия для закрепления детьми основных знаний по лексико-тематическому планированию, воспитанники освоили работу с картами, используемыми для экологического геокешинга. Отмечается положительная динамика во взаимодействии между воспитанниками: стали более коммуникабельными, умеют договариваться, планировать процесс совместной деятельности. А самое главное — это то, что дети увлечены этим процессом, им нравится участвовать в таких играх. А ведь всем известно, что если знания, получаемые ребенком, подкрепляются эмоционально, то гораздо прочнее осваиваются ими.
Таким образом, использование технологии «экологического геокешинга» является эффективным способом для развития у дошкольников любознательности, познавательной активности, настойчивости в поиске и достижении результата, в желании дальнейшего самостоятельного исследования и познания окружающего мира