Екатерина Филипова
Опыт работы «Сюжетно-отобразительная игра в первой младшей группе»
Игра для ребенка – наиболее доступный способ познания мира вещей с его разнообразием свойств, качеств.
Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря ей ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях. С этим связано и возникновение замысла в игре.
Сюжетно - отобразительная игра начинает зарождаться в возрасте 2-3 лет. В этом возрасте ведущая деятельность предметная, основным содержанием которой является знакомство с назначением предметов, их свойствами, и их использованием.
Публикация «Опыт работы „Сюжетно-отобразительная игра в первой младшей группе“» размещена в разделах
Цель сюжетно-отобразительной игры – формирование начальных навыков ролевого поведения у детей раннего возраста, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры.
Вначале года я ставила перед детьми довольно простые по содержанию задачи – это ежедневно повторяемые режимные моменты, такие как причесывание куклы, купание кукол, глажение одежды для куклы, катание Мишки на машине, убаюкивание куклы.
Игры детей на начальном этапе были не продолжительны, всего 3-6 минут, но постепенно, длительность игр увеличилась до 8-10 минут.
Посредством сюжетно - отобразительной игры малыши знакомились с различными предметами, их свойствами и назначением.
Например:
- в игре «Чаепитие» дети учатся различать и называть чайную посуду. Формируется умение красиво накрыть на стол, закрепляются культурные навыки.
- в игре «Строители» дети знакомятся с профессией строитель, инструментом. Учатся выполнять простые постройки из строительного материала.
Поначалу цепочки игровых действий осуществлялись довольно хаотично, но с приобретением жизненного опыта в этих цепочках появляется определенная логика, обогащается содержание игры.
Моя роль, как воспитателя, заключалась в правильном построении игры, так чтобы игра возникнув перешла на более высокий уровень.
Например: Вначале года ребенок просто брал руль и бегал с ним. Я с помощью показа, советов помогала ребё нку разнообразить игровые действия: построить автобус и прокатить на нем своих друзей. Это помогало ребёнку ощутить себя водителем, который может планировать свои действия.
На третьем году жизни малыш не берет на себя роль, но фактически выполняет ее. Нет еще явного общения ни с кем, ребенок играет в одиночестве.
Я ставила перед собой задачу научить детей играть сообща, взаимодействуя друг с другом, так как именно ситуация общения определяет переход от игры предметной к игре сюжетно-ролевой.
В начале года в игре дети называли себя своим именем, а к концу года, постепенно начинают отожествлять себя с тем взрослым, действия которого изображает (я- доктор, я - повар). Отдельные игровые действия объединяются в единую сюжетную линию.