Светлана Аникеева
Генезис форм общения у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Среди дисциплин, разрабатывающих проблемы общения, одно из первых мест по праву принадлежит психологии. В настоящее время в отечественной науке и за рубежом накоплен значительный материал по психологии общения. Выделенный в рамках проблемы общения более узкий вопрос о генезисе общения, неразрывно связан с другим вопросом – о социальном и психическом развитии ребенка. Проблема общения и развития все более и более привлекает внимание исследователей (Выготский, Запорожец, Леонтьев, Эльконин)
Публикация «Генезис форм общения у детей» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Учитывая важность проблемы, в 1960 году лаборатория психологии детей раннего и дошкольного возраста НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР по предложению А. В. Запорожца начала исследования генезиса общения со взрослым у детей от рождения до 7 лет.
Общение – это взаимонаправленная активность 2 и более участников деятельности, каждый из которых выступает как субъект, как индивид.
Общение тесно связано с другими видами деятельности, что указывает на специфику общения.
Общение – это определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью налаживания отношений и объединение усилий для достижения общего результата.
Познание и оценка других людей является результатом и продуктом общения, поэтому можно предположить, что они и побуждают деятельность.
Выявляя критерии наличия общения. исследователи пришли к выводу, что коммуникативная деятельность ребенка имеет следующие показатели:
1. Внимание и интерес к взрослому
2. Эмоциональная окраска восприятия действия взрослого
3. Инициативные акты ребенка, объектом которого является взрослый
4. Чувствительность детей к тому отношению, которое взрослый проявляет к их действиям
Разные категории мотивов общения выступают у ребенка как форма его потребности в определенных свойствах и способах поведения взрослого.
Появление у детей потребности в общении с окружающими людьми.
Наблюдение за младенцами позволяют утверждать, что в первые дни после появления на свет дети не обнаруживают потребности в общении, хотя крайне нуждаются в помощи и уходе взрослого. К концу первого месяца начинают складываться отдельные компоненты потребности в общении, а окончательное её оформление заканчивается к 2 месяцам. С этого времени у младенцев можно наблюдать активность, направленную на взрослого как на свой объект и имеющую все выше перечисленные отличительные признаки коммуникативной деятельности.
Условия появления у младенцев потребности в общении.
1. Объективная нужда младенцев в уходе и заботе
2. Появление старшего партнера
Таким образом, если нужда ребенка во взрослом составляет необходимое условие для появления у детей потребности в общении, то опережающая инициатива взрослого, обращающегося к младенцу, как к субъекту и активно лепящего его новое поведение, составляет решающее усорвие в этом процессе, а в совокупности оба они достаточны для того, чтобы у ребенка появилась коммуникативная деятельность. Следственно, ребенка втягивает в общение взрослый, а позднее, в процессе саомй этой деятельности, у детей постепенно рождается новая потребность в общении, отличная от тех исходных нужд, которые были у ребенка у ребенка до превых контактов контактов с окружающими людьми.