Чиркова
Гендерное воспитание в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Гендерное воспитание в условиях ДОУ.
Гендерное обучение и воспитание детей является предметом научного исследования во многих странах мира. Как указывает Н. К. Ледовских, гендерное воспитание не может быть сведено к усвоению знаний и представлений о мужских и женских половых ролях, о качествах мужественности и женственности. В воспитательном процессе чрезвычайно важно развить положительное эмоциональное отношение ребенка к своему полу, гордость за свою принадлежность к нему и сформировать предпочтения и интересы, соответствующие полу.
Публикация «Гендерное воспитание в условиях ДОУ» размещена в разделах
Исследователь Н. К. Ледовских в своих работах отмечает, что эффективность гендерного воспитания дошкольников будет обеспечена тогда, когда в воспитательной работе :
- будут соблюдаться главные принципы нравственного воспитания –
поддержание активности самого ребенка, обращение к его чувствам, для чего надо учитывать его потребности и интересы, варьировать формы педагогических воздействий;
- будет осуществляться формирование основ нравственных качеств
мужественности и женственности у дошкольников через различные виды детской совместной деятельности (сюжетно-ролевые игры и свободные творческие игры-драматизации, продуктивную деятельность);
- будет использоваться механизм подражания в поведении дошкольника, яркость его чувств и живость его образов воображения (особая роль отводится слушанию художественных произведений, где привлекательные для ребенка герои являются эталонами мужественности или женственности, а их поступки вызывают у детей желание быть на них похожими);
- будут учтены особенности целостной социальной ситуации в развитии
дошкольников, специфика их воспитания и положения в семье и группе детского сада.
Большое количество исследований направлено на изучение роли семьи в процессе полоролевой социализации дошкольника. В работах В. И. Гарбузова, Д. В. Колесова, Т. А. Куликовой, А. И. Лунькова в качестве важнейшего фактора в процессе формирования пола ребенка рассматривается семья: пример поведения родителей, их взаимоотношения и отношения к детям. В работе Л. А. Арутюновой изучаются особенности половой социализации мальчиков и девочек в семье и детском саду, где отмечается, что особенности ценностных ориентации родителей в области воспитания этих качеств и характер общения, взаимоотношений и трудового сотрудничества взрослых и детей являются важными факторами формирования основ мужественности и женственности у детей.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Отсутствие дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам сказывается на поведении и поступках детей.
Установлено, что именно в период дошкольного детства происходит принятие гендерной роли : к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость : детям становится понятно, что «гендер» не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний. Гендерный подход находит своё отражение при организации образовательной деятельности с детьми. Через знакомство с названиями профессий родителей, мужскими и женскими именами, названиями предметов инструментов, необходимых людям разных профессий, чтение художественных произведений, ориентированных на мальчиков и девочек, у детей формируется связная речь, обогащается и развивается словарь. Эти знания помогают ребенку осознать свою половую принадлежность, определить свое место в современном обществе.
Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль). Мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально - ритмических движениях используем дифференцированный подход: мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости (наездники, бравые солдаты). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами).
Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы, и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно это используется при театрализации.
Сказки – сильное средство воспитания любви к ближнему. В них отражены не только требования народной морали, но ещё даны образцы нравственного поведения. Мальчиков и девочек сказки учат послушанию, любви к земле родной, народу, почитать родителей, быть добрым, справедливым.
Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, пестушки, дразнилки поговорки, народные игры). Пословицы и поговорки – это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Взаимодействие ДОУ с семьёй – необходимое условие успешного решения задач полоролевого воспитания детей.
С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в «Уголке для родителей» оформлена наглядная информация.
Таким образом осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста не происходит само по себе. Понятие принадлежности к тому или иному полу у ребенка формируется благодаря воспитанию, которое он получает в семье и детском саду.