Елена Сороковых
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста.
Что такое гендер?
Гендер-это система культурных и социальных норм, предписываемых современным обществом для выполнения каждым человеком в соответствии с его биологическим полом.
Гендер понимается как социальный или социально- психологический пол человека, который включает в себя психологические и социокультурные отличия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами.
Публикация «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Биологический пол является врожденным признаком, а гендер формируется в процессе воспитания и образования человека.
С первых дней своей жизни человек включается в гендерную систему бытующего общества. Прежде всего, вступают в силу символические родительские обряды, предписывающие определенные действия, связанные с полом младенца. Выбирается цвет коляски, пеленок, одежды. Все социокультурные институты (семья, детский сад, школа) и культура в целом широко транслируют и формируют в сознании каждого человека гендерные нормы и правила поведения, создавая тем самым устойчивое представление о том, какими должны быть «настоящий мужчина» и «настоящая женщина» Большую роль при этом играют фольклор, литература, музыка, кино, газеты, а также мода, семейные и общественные праздникм.
Гендерное воспитание
Гендерное воспитание понимается сегодня как организация учебно- воспитательного процесса с учетом половой идентичности и специфики каждого ребенка в процессе его полоролевой социализации. Проблема гендерного подхода в современном воспитании возникла не случайно. Социокультурные трансформации, происходящие в нашем обществе, привели к заметному искажению и даже разрушению традиционных моделей мужского и женского поведения. Как следствие, довольно часто неадекватно формируются внутренние психологические установки и позиции детей : мальчики избирают «слабый»,так называемый женский, тип поведения, а девочки, наоборот, стараются быть сильными, грубыми, агрессивными. У детей формируются неадекватные или недостаточно четкие гендерные установки, личностные качества и модели поведения.
Наши проблемы
Девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации.
Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли.
В процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.
Признаки несформированности гендерной идентичности
1. Предпочтение игрушек и игровых ролей противоположного пола.
2. Стремление быть со взрослым противоположного пола, подражать его поведению.
3. Активно выраженное желание изменить свой пол и имя.
4. Рассказы ребенка, в которых он выступает, как представитель другого пола.
5. Стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола.
Гендерные стили и модели игрового поведения
Период активного развития сюжетно- ролевых и других самодеятельных игр- это время самоопределения каждого ребенка в системе полоролевых стандартов и отношений.
В самодеятельных играх у детей разного пола отчетливо проявляются разные стили и модели поведения, в которых находят свое выражение не только физические, но и психические гендерные различия. Мальчики более рациональны и агрессивны, у них труднее сформировать дисциплинированность, аккуратность, послушание, тщательность в работе.
Важно сформировать у мальчиков адекватное представление о мужественности как нравственной твердости, которая проявляется в таких истинно мужских качествах как ответственность, умение преодолевать страх. Надежность, умение взять на себя трудности и защитить слабого. Необходимо дать мальчикам представление о том, как мужественность проявляется в семье и в различных ситуациях вне семейного общения.
СОДЕРЖАНИЕ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ
3-4 года
• Знание своего имени.
• Представления о себе как о человеке (внешний вид, эмоциональные проявления).
• Распознавание людей на фотографиях, иллюстрациях, в жизни, дифференциация по возрасту и полу.
• Различение мужчин и женщин по отдельным признакам (одежда, прическа).
• Представления о членах семьи как людях разного пола. Определение половых различий членов семьи по отдельным признакам (одежда, прическа, виды деятельности).
• Соотнесение себя с членами семьи в соответствии с половой ролью.
4-5 лет
• Представления о себе (имя, фамилия, адрес, номер телефона, чувства, поступки, поведение).
• Представления о внешних проявлениях мужчин и женщин.
• Различение мужчин и женщин по отдельным признакам (одежда, прическа, некоторые аксессуары).
• Представления об особенностях наиболее распространенных женских и мужских профессий, особенностях отдыха.
• Представления о членах семьи как людях разного пола, различающихся по возрастным признакам, об отдельных нормах и правилах поведения в семье; увлечениях членов семьи своего и противоположного пола; праве каждого на любимое занятие; доминирующих интересах родных разного пола.
5-6 лет
• Представления о своей родовой, половой принадлежности, аргументирует их по существенным признакам: особенности проявления чувств и эмоций, специфика полоролевого поведения.
• Адекватная идентификация себя с представителями своего пола, оценка своих поступков по существенным признакам половой принадлежности.
• Прогнозирование своего возрастного развития в соответствии с адекватной половой ролью.
• Представления о внешней и внутренней красоте мужчин и женщин; об особенностях проявления достойного поведения.
• Представления о мужских и женских профессиях.
• Представления о ближних и дальних родственниках как представителях определенного возраста и пола; о мужских и женских праздниках; социальных функциях и членов семьи, их родственных связях.
• Осознание специфику интересов членов семьи в зависимости от их возраста и пола.
6-7 лет
• Представления о способах проявления симпатии к сверстникам противоположного пола.
• Представления о своей половой принадлежности, о людях своего и противоположного пола.
• Представления о достойном поведении людей разного пола, адекватное определение перспектив возрастного развития.
• Представления о различиях мужчин и женщин (труд, интересы, личностные качества).
• Проявление стремлений быть похожим на известных людей в науке, культуре, искусстве, спорте.
• Представления о нравственной ценности мужских и женских поступков, необходимости партнерских, доброжелательных, толерантных отношений между людьми разного пола.
• Представления о членах семьи как людях разного пола и возраста, их основных функциях (социальная, коммуникативная, экономическая, репродуктивная, необходимости заботливого и бережного отношения к ним.
• Представления об иерархии семейных отношений.
• Определение перспективы развития собственной социальной функции в системе родственных связей.