Инна Вивчарь
Консультация для родителей «Гендерное воспитание детей»
Вопрос о гендерном воспитании в настоящее время начал приобретать актуальность, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, начиная уже с дошкольного возраста. Дело в том, что к концу раннего возраста ребенок усваивает свою половую принадлежность, а к семи годам у него формируется гендерная устойчивость, т. е. осознание того, что принадлежность к полу сохраняется независимо от ситуации и желаний ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Гендерное воспитание детей“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Современная жизненная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботы об окружающих, но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. Но и в мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, так как действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь.
Актуальной задачей современной системы образования является воспитание поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. Известно, что первые 5-6 лет жизни – это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики личности, в которые самым интимным образом вплетена полоролевая дифференциация.
Главные задачи гендерного воспитания - формировать в детях качества мужественности и женственности и готовить их к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей; воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.
«Бесполость» воспитания приводит к тому, что в дальнейшем немало молодых людей, вступая в брак, не способны построить нормальные семейные отношения.
В основе гендерного воспитания лежат качества в формирующейся женщине и формирующемся мужчине, которые направлены на освоение ими многообразия гендерных ролей.
В динамике формирования гендерной идентичности можно выделить три основных периода: - понимание половых различий; - осознание своего пола (номинативный пол); - гендерная идентификация. Мальчики и девочки основными признаками пола считают одежду, волосы, голос, лицо. Как правило, представление о гендерной идентичности человека становится стабильным, начиная с 4-5 лет, но процесс построения гендерной идентичности не заканчивается, фактически он продолжается всю жизнь – вместе с изменением общественных представлений о должном гендерном поведении или с изменением культурной среды, когда человек подстраивается под новые «гендерные правила». Гендерная идентичность во многом складывается под влиянием общепринятых представлений о том, что значит «быть мужчиной» или «быть женщиной».
Рекомендации родителям по воспитанию дочерей
• Для того чтобы девочка достигла здоровой гендерной идентичности, необходимы теплые и близкие отношения с матерью и такие же отношения с отцом, а родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.
• Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.
• Уважая личность дочери, демонстрируя удовлетворённость её поступками, родители формируют её позитивную самооценку.
• У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты" : Мама должна находить время для уединения с дочерью, сделать эти беседы ритуальными и традиционными.
• Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.
• Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.
Рекомендации родителям по воспитанию сыновей
• Папам в общении с сыновьями следует сдерживать эмоции, которые могут подавить его мужское начало (разговаривать не повышая тона, спокойно).
• Мальчикам часто не хватает положительной мотивации: нужно не запрещать, а разрешать что-то дополнительное за хороший поступок.
• Нужно разрешать мальчикам проявлять свою эмоциональность -разрешать плакать, например (т. е. разрешать быть естественными).
• Мамам мальчиков нужно доверять мужской интуиции пап: они чувствуют, как нужно воспитывать мужчину.
• Мальчикам нужно организовывать режим и дисциплину: это формирует его ответственность!
• Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!
• Использовать юмор в общении - для снижения агрессивности и страха перед ответственностью.
• Обязательно должен быть физический, телесный контакт -для повышения самооценки мальчика.
• Мальчик - это посыл в будущее: его нужно иметь в виду не только как сына, но и как будущего мужа, защитника и т. п.
• Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.