Ольга Плеханова
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Счёт в пределах 5»
▼ Скачать +Заказ
Тема: Счёт в пределах 5.
Цель ООД: Закрепление счёта до 5 и названий геометрических фигур, формирование понятий длинный, короче, длиннее, самый длинный.
Задачи:
Обучающие
*Учить сравнивать предметы по величине, обозначить результаты сравнения словами: длинный, короче, длиннее, самый длинный.
Развивающие
*Упражнять в счёте звуков на слух в пределах 5.
*Закреплять знания о геометрических фигурах.
*Развивать тактильное восприятие.
*Развивать внимание, логическое мышление, воображение и конструктивные способности.
Воспитывающие
*Воспитывать дружелюбие, чувство взаимопомощи и отзывчивости.
Словарная работа: длинный, короче, длиннее, самый длинный.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие и социально-коммуникативное развитие.
Методы и приёмы:
Игровой (дидактическая игра, словесный (вопросы к детям, наглядный (демонстрационный материал, практический (моделирование); активизация словаря; индивидуальная работа; дифференцированный подход; здоровьесберегающие технологии; использование элементов ТРИЗ-технологии и сказкотерапии.
Форма организации детской деятельности: коллективная, индивидуальная.
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный материал. Дидактическая юбка, чудесные мешочки с кубиками Дьенеша, дудочка, плоскостной торт с 5-ью свечами.
Раздаточный материал на каждого ребёнка. двухполосные карточки и одинаковые прямоугольники по 5 шт., набор геометрических фигур разного цвета и размера (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники).
Ход занятия
Вводная часть (мотивация к деятельности) – 3 мин.
-Здравствуйте, ребята!
Собрались мы вместе в круг
Ты мой друг, и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Какие вы все красивые! Я очень хочу с вами познакомиться. Меня зовут Ольга Васильевна. А как зовут вас? (ответы детей). У вас у всех очень интересные имена. И я рада, что познакомилась с вами!
Воспитатель демонстрирует на себе дидактическую юбку.
-Посмотрите, какая на мне необычная юбка! Вам нравится? (дети рассматривают дидактическую юбку, обращает внимание на настроение кукол – они улыбаются). Ребята, я хочу рассказать вам одну историю: две девочки Маша и Даша собрались в гости к своему другу – к мальчику Саше. Он пригласил их на свой день рождения. Скажите, ребята, что ждёт именинник на день рождения от гостей? (подарки). Вот и девочки тоже приготовили для Саши подарки. Что же они решили подарить Саше? Давайте посмотрим.
Основная часть – 15 мин.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Воспитатель достаёт из карманов кукол «чудесные мешочки». Каждый ребёнок наощупь узнаёт и называет геометрические фигуры, затем вынимает из мешочка для проверки правильности ответа. Когда каждый ребёнок достанет по одной фигуре, воспитатель спрашивает:
-Ребята, оказывается, все подарки в кармашках у девочек распались на отдельные детали. Что же они собирались подарить Саше? (предположения детей). Давайте поможем Маше и Даше собрать из геометрических фигур игрушки, которые можно подарить Саше.
На столах разложены наборы геометрических фигур для каждого ребёнка. Дети подходят к столам, решают творческую задачу, используя кубики Дьенеша (или плоскостные геометрические фигуры разного цвета и размера). Воспитатель интересуется у ребят, что они построили, оказывает недирективную индивидуальную помощь (если это необходимо).
-Какие замечательные получились игрушки! Наверное, имениннику тоже понравятся игрушки.
Воспитатель обращает внимание детей, что куклы грустят.
-Но, что такое? Посмотрите на девочек. Почему они грустные? (предположительные ответы детей).
Воспитатель подводит детей к мнению, что девочки забыли дорогу к Саше.
-Ребята, может, мы снова сможем им помочь? Я сейчас посмотрю, возможно, в кармашках есть какие-нибудь подсказки, где нам найти Сашу.
Воспитатель достаёт из кармана куклы дудочку и записку.
-Ребята, в записке написано, что надо идти по длинной дорожке, а волшебная дудочка укажет путь своим голосом. Я предлагаю вам взять по карточке, на которых нарисованы полоски, и мы сможем выложить дорожку из приготовленных геометрических фигур (плоские одинаковые прямоугольники).
Дети рассаживаются за столы. На верхней полосе детям предлагается выложить столько прямоугольников, сколько звуков произнесёт дудочка (2 шт.). Затем на следующей полосе – 3 шт.
-Ребята, какая дорожка оказалась длиннее? (ответы детей).
-Что можно сказать про первую дорожку по отношению ко второй? (ответы детей).
-Как можно вторую дорожку ещё больше удлинить? (ответы детей).
-Молодцы! Доскажите словечко: Теперь она стала самой. (длинной)
-Сколько прямоугольников уместилось на дорожке?
Я прошу вас мне сказать:
Готовы вы сейчас считать? (5 шт.).
Воспитатель просит детей при счёте пальчиком указывать на каждую геометрическую фигуру и обращает внимание, что куклы сменили настроение.
-Длинная дорожка готова! Предлагаю отправиться в путь.
Динамическая пауза
Встали на дорожку,
Разминаем ножки.
Согнем правую ножку,
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три!
Головою покачали
И все дружно зашагали!
Мы идём-идём-идём
И ничуть не устаём!
Ведь дорожка-то длинна!
Или всё же коротка?
Всю дорогу мы прошли,
В гости к мальчику пришли!
(все останавливаются)
(Воспитатель меняет декорации на юбке)
-А, вот и Саша нас встречает! Какое настроение у Саши? (ответы детей).
-Конечно, Саша очень рад! Ведь у него сегодня день рождения! И мы принесли ему в подарок игрушки! Как вы думаете, сколько лет Саше исполнилось? (предположительные ответы детей). Ребята, а какое самое главное угощение на дне рождения? (ответы детей).
Воспитатель из домика достаёт торт со свечками. Дети подсчитывают свечи.
-Вы правильно догадались – Саше исполнилось 5 лет! На дне рождения принято играть, и Саша предлагает нам поиграть в игру «Не ошибись!». Пусть волшебная дудочка нам подпоёт. Сколько раз прозвучит голос дудочки, столько раз надо присесть (подпрыгнуть, покружиться и т. п.).
Заключительная часть (рефлексия) – 2 мин.
-Молодцы, ребята! Вы были очень внимательны и ни разу не ошиблись! Скажите, вам понравилась история? (ответы детей).
Воспитатель возвращает первую декорацию дидактической юбки.
-Давайте вспомним героев истории. В чём мы им помогли? Из каких геометрических фигур состояли игрушки? Какие дорожки мы строили? По какой дорожке нам пришлось идти? Какое настроение мы подарили девочкам, оказывая им помощь? Кому ещё мы доставили радость?
Воспитатель возвращается ко второй декорации дидактической юбки.
-А вы испытали радость от оказания помощи другим?
-И Саша вам в благодарность за доставленное удовольствие тоже хочет подарить на память маленькие сувениры.
Воспитатель из кармана Саши достаёт и раздаёт всем ребятам весёлые смайлики. Прощается с ребятами.