213123213
ФЭМП в ходе режимных моментов и совместной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
В дошкольном возрасте дети познают мир в основном наглядно – образным путём, строят образы на основе собственного опыта, связывают их и создают свою картину мира. Малышам доступны познавательные действия с наглядно-образным материалом (картинки, плакаты, схемы, отражающие предметные, природные или социальные объекты и события.
Цель:
Выявить результативно ли использование наглядных пособий в режимных моментах, для формирования у детей дошкольного возраста математических представлений.
Публикация «ФЭМП в ходе режимных моментов и совместной деятельности» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
Задачи:
1. Использовать режимные моменты для формирования у детей представлений о математике.
2. Создать совместно с детьми и родителями пособия, использование которых облегчает формирование у детей, интеллектуальных операций (классификацию, сериацию, сравнение, установление временных последовательностей, пространственные отношения и пр.).
3. Диагностическим путём проверить эффективность данных пособий.
4. Стимулировать детей к использованию математических знаний в течении всего дня.
Во второй младшей группе начинает проводиться специальная работа по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей. ФЭМП у младших дошкольников проводится на специально организованных занятиях в различных видах детской деятельности и в повседневных бытовых ситуациях.
Свою работу по формированию элементарных математических представлений у детей младшей группы в режимных моментах осуществляю в следующих формах:
1. Математические домики, ракеты, сюжеты по теме проекта. Дети учатся находить круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные, используют знания, в определённой обстановке (на улице во время прогулки, во время кормления, умывания, одевания, игр, посещение музыкального, физкультурного залов, Сравниваем удаленность разных предметов: если вертолет, самолет движется по небу, то смотрим куда они летят, к нам или от нас?
2. Игровые упражнения «Карандаши», «Оживает карандашик» - дети распределяют предметы, игрушки по высоте, построенного домика, колодца по высоте, или выкладывают из карандашей фигуры, превращают одну фигуру в несколько, строят заборчики, лесенки. Дома с окнами, учимся различать круг, квадрат, соотносить с предметами, имеющими углы и круглую форму.
3. Создание коллажей, макетов, панно по теме проекта (космос, полянка для насекомых, петушок с семьёй, дороги для машин, городок и т. д., совместно с родителями и детьми, которые используются и пополняются в течении недели, самостоятельно обыгрываются детьми в течении дня, в режимные моменты.
4. Рисование на снегу, крупе, лепка из сыпучего песка, деление поделок на части, создание композиций, башенок, гусениц из частей. Знакомим с понятием больше- меньше, находим много и один предметов вовремя игры. С наступлением теплых деньков дети много времени проводят на улице. И здесь используются игры на знакомство детей с формой.
5. «Занимательный магниты» - на коллаже магнитной доски изображается или выкладываются дома, дорожки от домика к домику, заборчики, солнышки, люди и т д. Обязательно проговариваются название фигур, используем в речи
слова: больше, чем; короче чем; вверху, внизу; налево направо и т. д.
.
Таким образом, через создание увлекательных игр с пособиями, коллажами, макетами,панно использование их в режимных моментах, дети быстрее познакомились с названиями частей суток и временами года, узнали названия геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник); научились сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения, выражать словами, каких предметов больше (меньше, каких поровну; сравнивать два предмета, разные по величине (длине, высоте, выражать словами какой предмет больше (меньше, длиннее (короче, выше (ниже, научились зрительно различать 3 основных цвета: красный, синий, желтый и понимать соответствующие прилагательные. Могут различать понятия длинный – короткий, высокий – низкий, глубокий – мелкий. Диагностика, проведённая в конце года, показала положительную динамику, освоения программы по ФЭМП.
В заключении необходимо отметить, что самостоятельное использование детьми в режимных моментах игровых пособий, макетов, панно, изготовленных совместно с детьми, по развитию ФЭМП, расширяет математический кругозор детей, способствует математическому развитию, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Литература:
1. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду: методическое пособие/Е. О. Смирнова (руководитель проекта, Е. А. Абдулаева, И. А. Рябкова и др. - М. : ООО «Русское слово – учебник», 2016.-112с.
2. Л. Н. Павлова, И. В. Маврина. Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей у детей 3-4 лет. М. ,2002.